Декоративное изображение
3 326

Поделиться

Прощание с "Рамстором"

Турецкую сеть продадут по частям

Турецкая розничная сеть «Рамстор» первой из иностранных ритейлеров пришла в Россию, опередив конкурентов на несколько лет. Но так и не добилась здесь успеха, и теперь акционеры компании вряд ли смогут заработать на ее продаже.

В середине 1990-х турецкий холдинг Koc принял решение открывать свои магазины в других странах. Наибольший интерес у турецкой компании вызвала Россия. В конце 1996 года дочерняя компания холдинга Migros Turk (управляет ритейловым направлением холдинга) на паритетных началах с девелоперской компанией Enka учредила компанию «Рамэнка» для управления бизнесом в России. Первый гипермаркет под маркой «Рамстор» открылся в ноябре 1997 года в северозападном районе столицы в одноименном торговом центре площадью 20 тыс. кв. м.

На тот момент это было принципиальное новшество — многофункциональных торговых центров в стране еще не было. Ассортимент самого гипермаркета насчитывал до 20 тыс. наименований, а в торговом центре располагались магазины субарендаторов известных марок. Ценовая политика в лучшую сторону отличалась от магазинов столицы — товары здесь были относительно дешевле. Через год состоялось открытие второго гипермаркета в Марьиной Роще площадью уже более 32 тыс. кв. м. К 1999 году сеть расширилась до трех крупноформатных торговых центров, а руководство компании объявило о начале развития формата супермаркетов.

Бизнес развивался достаточно успешно.

К 2001 году сеть уже входила в тройку крупнейших российских ритейлеров, разделяя лидерство с «Седьмым континентом» и «Перекрестком».

В 2003 году, по данным ROMIR Monitoring, покупки в «Рамсторе» совершали около 25% москвичей. В результате в 2003 году оборот сети составил около $430 млн, заметно окупив инвестиции. По официальным данным, с 1997 по 2003 год «Рамэнка» инвестировала в развитие магазинов «Рамстор» около $250 млн.

По мнению экспертов, быстро завоевать популярность и достичь высоких финансовых результатов «Рамстору» помогло отсутствие в то время серьезных конкурентов. «Они были первым иностранным оператором на практически пустом российском рынке,— вспоминает управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.

Дмитрий Потапенко.— К тому же у них была возможность выбирать самые удачные места в городе для строительства торговых объектов».

Впрочем, радость от успеха продолжалась недолго. Первые неприятности возникли у «Рамстора» с появлением в России крупных международных ритейлеров. В 2001 году немецкая Metro Group открыла в Москве первый гипермаркет мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry. В 2003-м к ней присоединился французский Auchan.

Новички четко позиционировали себя в качестве магазинов массового сегмента — дискаунтеров — и не жалели средств на развитие.

В результате благодаря более выгодному ценовому предложению за короткий срок им удалось привлечь заметную часть покупателей «Рамстора». Компания начала отставать от ближайших конкурентов. На фоне российских и иностранных ритейлеров, увеличивавших выручку на 50–% в год, оборот «Рамстора», согласно отчетности Migros, в 2004 году составил $430 млн, в 2005-м вырос только до $483 млн.

По мнению экспертов, снижение темпов развития было связано с целым комплексом факторов. «В целом не очень хороший менеджмент — управления магазином на уровне именно магазина. Поэтому и с трафиком были проблемы, и с маржинальностью. К тому же они не совсем четко определились с позиционированием — с одной стороны, это был классический супермаркет, с другой — вроде дискаунтер»,— считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Терентьев.

Тем не менее представители Migros публично заявляли, что акционеров вполне устраивают финансовые показатели и темпы развития сети, и анонсировали амбициозные планы — открывать по 40– магазинов в год, в течение 2006— 2007 инвестировать около $300 млн, активно осваивать регионы и в 2006 году достичь выручки $1 млрд. Ставка на региональное развитие, по мнению экспертов, была логична, конкуренты не успели закрепиться на локальных рынках.

Первые три региональных магазина сети открылись еще в 2003 году в Красноярске, Казани и Нижнем Новгороде. Сегодня сеть присутствует уже примерно в 20 городах, однако около 65% выручки приходится на московские магазины.

Не получилось наверстать упущенное и через сделки M&A. В 2003 году «Рамстор» претендовал на покупку сетей «Продмак» и «Столица-север», но переговоры не увенчались успехом — ритейлеров купил холдинг «Марта» (управляет сетями «Билла», «Гроссмарт»). С тех пор «Рамстор» не участвовал в скупке сетевых активов. А скоро сам стал жертвой растущих конкурентов. Так, в 2005 году в ТЦ «Европарк» закрылся один из самых больших в столице «Рамсторов», его место занял гипермаркет «Ашан». В 2006 году «Седьмой континент» выкупил у компании Global USA семь магазинов, арендуемых «Рамстором».

По итогам 2006 года «Рамстор» занял лишь 11-е место в рейтинге крупнейших российских сетей.

«Рамстор» обогнали «Дикси», «Лента» и «Виктория». В 2007 году неприятности про должились.

В I квартале сеть один за другим закрыла около пяти арендованных магазинов в Москве и регионах. Официальное объяснение — в целях оптимизации работы. Участники рынка считают, что арендодатели остались недовольны низкой эффективностью «Рамсторов» в качестве якор ных арендаторов. Ценовая политика сети не способствовала притоку покупателей.

В марте 2007 года в «Рамсторе» сменилось руководство — Мустафа Саглам подал в отставку, на его место пришел директор по маркетингу Migros Turk Ихсан Усель. Участники рынка не исключали, что отставка связана с неудовлетворительными показателями работы, и думали, что теперь-то сеть активизируется. Но магазины продолжали закрываться — к концу первого полугодия закрылось уже около 10 магазинов различного формата, новый объект открылся только один.

Разговоры о возможной продаже сети звучали все настойчивее. В числе наиболее вероятных покупателей назывались Wal-Mart, Tesco, Carrefour, Х5 Retail Group. В июне материнская компания Koc официально объявила о поиске покупателя на Migros Turk и выставила на отдельный тендер свою долю в «Рамэнке», управляющей «Рамстором». Аналитики Morgan Stanley оценили стоимость «Рамэнки» в $1,139 млрд.

Актив был интересен всем ритейлерам. Особенно заинтересовались в нем сети, еще не представленные в России. Переход «Рамстора» в их собственность мог бы заметно ускорить развитие на российском рынке. «„Рамстор” привлекателен прежде всего выгодными месторасположениями большинства магазинов и наличием объектов в регионах»,— объясняет Михаил Терентьев.

В сентябре единоличным владельцем сети «Рамстор» стала строительная компания Enka Insaat, до этого владевшая 50% акций ритейлера.

Девелопер выкупил долю Migros за $542 млн. Эксперты оценили сделку однозначно — в ближайшее время последует перепродажа сети стратегическому инвестору. Вскоре действительно появилась информация о том, что продавать розничный бизнес Enka будет банк Societe Generale, привлеченный компанией в качестве консультанта.

К этому времени число претендентов на сеть заметно увеличилось — X5 Retail Group, «Мосмарт», французские Carrefour и Auchan, американский фонд TPG Capital, корейская Lotte Group.

Но договориться о комплексной продаже бизнеса Enka, видимо, не смогла. Во вторник стало известно, что французская группа Auchan приобрела 14 гипермаркетов сети (один в собственность и права аренды на 13). Сумма сделки составила около ? млн. Судьба остальных магазинов пока неизвестна. По некоторой информации, они будут проданы в начале следующего года. Участники рынка утверждают, что Enka попытается продать их как единый бизнес. Однако это предложение вряд ли кого-то заинтересует. Ритейлеры продолжат выкупать их по частям, не желая платить премию за единую сеть.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами