Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Производители тушенки понадеялись на кризис
Производители консервов рассчитывали, что экономический кризис заставит потребителей обратить больше внимания на их продукцию — как это было в 1990-е. Впрочем, с рыбными консервами так и вышло, а мясные спрос обошел стороной.
Недавнее исследование рынка рыбной консервации агентством Symbol-Marketing показало, что несмотря на непрерывный рост розничных цен на продукцию, сокращения потребления производителям ожидать не стоит. Директор по исследованиям ‘njuj агентства Татьяна Еферина рассказала BFM.ru, что российский рынок рыбных консервов ежегодно растет, причем средние темпы роста в год составляют более 20%. За последние шесть лет рынок вырос в 3 раза, и сейчас оценивается в 52,1 млрд рублей.
Эксперты компании проанализировали обороты рынка в различных регионах. Получилось, что наибольшие показатели традиционно у Москвы — 13,6 млрд рублей. Далее с очень большим отрывом следуют: Московская область — 3,6 млрд рублей и Санкт-Петербург — 2,5 млрд. Наименьшие обороты рынка рыбных консервов были отмечены в Северной Осетии – 9,2 млн рублей, Чукотском автономном округе — 7,9 млн рублей, Магаданской области — 7,7 млн рублей и в Ингушетии — 4,5 млн рублей.
Рыбные консервы в России производят чуть менее 100 компаний, восемь из которых можно выделить как наиболее крупных. Это хладокомбинат «Дальморепродукт», рыбокомбинат «Островной», «Южморрыбфлот», «Огни востока», «Преображенская база тралового флота», рыболовецкий колхоз «За Родину», «Мурманский траловый флот» и «Южно-сахалинский рыбозавод».
По итогам 2008 года на территории Российской Федерации было произведено почти 625 млн условных банок рыбных консервов, что почти на 8% больше аналогичных показателей 2007 года. Объемы производства за первые 5 месяцев этого составили почти 191 млн условных банок, тогда как в 2008 году в этот же период было произведено 220 млн.
Условная банка — своего рода общий знаменатель. В качестве «эталона» берут одну какую-либо банку консервов и, зная ее объем или массу содержащегося в ней продукта, пересчитывают на этот объем другие банки, применяемые для расфасовки консервов.
Немалая доля в общем объеме поставляемых на рынок рыбных консервов приходится на зарубежную продукцию. По данным исследования Symbol-Marketing, оборот импорта на этом рынке в 2007 году составил 179,6 млн долларов. Это на 13,3% больше аналогичного показателя 2006 года (158 млн). В целом же за период с 2000 по 2007 год объем ввезенной рыбной консервации увеличился почти на 400%.
Как рассказала Татьяна Еферина, одной из последних тенденций рынка стало, то, что в отличие от цен производителей, розничные цены на рыбные консервы показывают непрерывный рост, который колеблется в пределах от 0,2% до 2,1% за месяц и от 4,1% до 16,3% в год. Наибольшие годовые темпы роста были отмечены в 2008. В начале кризисного 2009 года также происходило ежемесячное увеличение розничных цен, в частности, на рыбные консервы в масле: в январе — на 1,4%, в феврале — на 1,6%, в марте — на 1,7%. «В феврале этого года на рыбные консервы в томатном соусе разница между ценами производителей и в рознице достигала почти в 156%. В прошлом году этот показатель в среднем составлял 122%, что на 8% ниже значений 2007 года. Значительную роль здесь сыграл наступившей в октябре мировой кризис, ставший катализатором снижения покупательской способности населения и, как следствие, падение уровня продаж».
Вместе с тем, производители рыбных консервов были вынуждены снижать цены на свою продукцию, решая поставленные государством задачи по обеспечению россиян продуктами питания. Поскольку в розничном звене падения цен зафиксировано не было, разница в установленных производителями и розничными операторами ценах на рыбные консервы в томатном соусе планомерно увеличивалась: 78% в декабре 2008 года, 105% — в январе 2009 года, 156% — в феврале 2009 года.
Татьяна Еферина считает, что несмотря на то, что цена продукции в рознице возросла, вряд ли стоит ожидать сокращение потребления рыбной консервации. «Во-первых, в силу дешевизны продукта, во-вторых, учитывая факт государственной поддержки рыбной отрасли, по крайне мере заявленной».
Что же касается рынка мясной консервации, то здесь ситуация несколько иная. В частности, объем этого рынка значительно, почти в пять раз, меньше рыбного — компания «Консервпром», производящая мясные и овощные консервы, оценивает его в 500 млн. условных банок в год или в 10 млрд. рублей.
Как рассказал BFM.ru коммерческий директор компании «Консервпром» Сергей Копылов, еще до начала экономического кризиса потребление мясных консервов сокращалось на 10–15% в год. В связи с чем производители наращивали выпуск за счет расширения ассортимента, в частности, консервированных деликатесов и готовых блюд. «В первую очередь из-за улучшения благосостояния населения. Потребитель старался перейти на более здоровые продукты питания. Ни для кого не секрет, что консервы — это экстраординарная, я бы даже сказал, форс-мажорная пища, употребляемая при особых обстоятельствах. Культура же потребления консервированных продуктов с целью экономии времени у нас не успела сложиться. И я думаю, это нормально».
Своей целевой аудиторией производители мясных консервов считают силовые ведомства: армию, МВД, МЧС, а также охотников, рыбаков, дачников, туристов.
С приходом кризиса производители консервов ожидали, что рынок начнет расти из-за повышенного спроса. Однако их ожидания не оправдались. «Этот кризис сильно отличается от того, что было в 1990-х годах. Тогда у людей было очень негативное отношение к денежным сбережениям и они переадресовывались к товарным — скупали еду в больших количествах, делали запасы. Однако на этот раз такого не произошло, люди не покупают впрок».
Сергей Копылов объясняет это тем, что изменилась культура потребления и структура продаж — господство супер- и гипермаркетов, создающих иллюзию изобилия товаров. Теперь люди предпочитают покупать продукты пусть подороже, но качественнее и в меньших количествах. Следует однако отметить, что мотивация потребителей в больших городах и провинции может значительно отличаться.
Сейчас производители мясных консервов оценивают снижение производства в 40%. И очень рассчитывают на заказы силовых структур, потому что во все времена этот рынок сбыта оставался стабильным.
Менеджер по маркетингу и рекламе торгового дома «Мясомолпрод» Ника Алиева рассказала BFM.ru, что в последнее время закрылось немало компаний, которые не смогли устоять в условиях кризиса. Кроме того, происходит процесс перераспределения рынка. «Финансовое состояние у всех производителей сложное, кто-то выживает за счет снижения себестоимости, ухудшая при этом качество продукта, кто-то за счет сокращения расходов, в том числе на рекламу».
Ника Алиева рассказала также, что объем производства предприятий компании в первом полугодии 2009 года увеличен на 26% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. Повысить производительность компания смогла за счет сохранения «старой» цены продукта. Сейчас она подписала контракт на 2010 год, исполнение обязательств по которому приведет к увеличению объема производства на 10 миллионов условных банок. Также, по словам Алиевой, госпредприятия заинтересованы в сотрудничестве с компанией.
Говоря о ценах на мясные консервы, стоит отметить, что в 2008 году из-за информации об уменьшении квот на импорт мяса и прогнозов на рост доллара до 40 рублей многие импортеры мяса и мясопереработчики подняли цены загодя. Сейчас, по словам Сергея Копылова, цены стабилизировались из-за того, что стабилизировалась стоимость сырья. Но в дальнейшем, при условии повышения курсов валют, будут повышаться и цены. «Пока мы доведем уровень собственного производства мяса, в частности говядины — основного потребляемого мяса в консервированном виде, до самообеспечения, пройдет не менее пяти лет. И это в количественном выражении. В достижении же качества импортного мяса понадобится еще время. А цены будут расти в соответствии с ростом курса валют».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.