Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Производители хлеба поправят закон «О торговле»
Потомственный хлебопек Валерий Чешинский хотел бы внести поправки в закон «О торговле», чтобы ограничить пятью процентами возврат нереализованного ритейлерами хлеба. Сейчас магазины возвращают хлебопекам порой до 30% скоропортящегося товара. В результате такого нерачительного использования в стране ежегодно пропадает 2–3 млн т зерна.
Весной этого года глава НП «Союз производителей хлеба Московской области» Алена Сабатарова направила жалобу в ФАС и потребовала возбудить дела против X5 Retail Group и «Дикси», которые заставляют поставщиков забирать назад непроданный хлеб (см. РБК daily от 03.06.13). В конце июня эта тема обсуждалась на парламентских слушаниях в Госдуме. А три недели назад, по информации РБК daily, в Минпромторге состоялось заседание рабочей группы, которая должна регламентировать отношения торговых сетей и хлебопеков.
На совещании было решено скорректировать перечень социально значимых продуктов питания, уточнив номенклатуру сортов хлеба в соответствии с ГОСТами и ТУ. Также участники встречи договорились внести изменение в закон «О торговле», установив предельный объем возврата ритейлерами хлеба, который не был продан, в размере не более 5%.
Инициатором этой поправки стал Валерий Чешинский, руководитель Координационного совета союзов предприятий хлебопродуктового и зерноперерабатывающего комплексов (орган создан Российским союзом пекарей, Союзом мукомолов и Союзом комбикормщиков России для лоббирования интересов отраслей). Дед г-на Чешинского занимался переработкой зерна, а отец в конце 1980-х годов был министром хлебопродуктов РСФСР.
Для предприятий промышленного хлебопечения, которые обеспечивают порядка 80% производства хлеба массового спроса (от 20 до 30 руб. за 1 кг. – РБК daily), выкуп нереализованного ритейлерами хлеба – очень злободневный вопрос и имеет большое государственное значение, пояснил РБК daily г-н Чешинский: «Это не только дополнительная финансовая нагрузка для хлебозавода, который должен выкупать и утилизировать за свой счет нереализованную продукцию. Если рассматривать эту проблему в комплексе, то на фоне того, что страна этой осенью бьется за каждую тонну зерна, эти возвраты сказываются на балансе продовольственного зерна в стране».
Исходя из среднего объема возврата в 10%, из оборота по сути выбрасывается 2–3 млн т продовольственной пшеницы и ржи. К примеру, на продовольственные нужды в России используется 22–23 млн т пшеницы и ржи. Хлебозаводы, конечно, стремятся минимизировать эти потери, но не всегда это получается, добавил г-н Чешинский. Но порой магазины возвращают хлебопекам до 30% закупленного хлеба.
Эта проблема возникла из-за того, что магазины с запасом заказывают хлебобулочные изделия в ожидании наплыва посетителей в пиковые часы и опасений определенного дефицита продукта на полках, пояснил эксперт: «Пусть они аккуратнее подходят к формированию заказа. Сейчас готов напомнить ритейлерам лозунг, который висел во всех школах времен СССР: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».
По информации РБК daily, на совещании даже прозвучала идея полностью запретить возврат хлеба, но хлебопеки сами предложить установить норму – не более 5%. «Наше предложение об установлении этой планки дает возможность маневра в рамках рыночной экономики не только хлебозаводам, но и торговым сетям, – считает г-н Чешинский. – Мы допускаем, что предприятие может поставлять некачественную продукцию, иногда случаются форс-мажоры и при реализации продукции».
Процент возврата и сам его факт – результат договоренностей поставщика и ритейлера, утверждает глава департамент по работе с органами государственной власти и средствами массовой информации «Дикси» Екатерина Куманина. «Минимальные возвраты, зачастую ниже предлагаемых 5%, достигаются участием обоих партнеров в точечной настройке автозаказа и гибким квантом поставки, – рассказала она. – У «Дикси» с рядом производителей созданы рабочие группы, которые эффективно решают задачу поддержания минимального уровня возвратов».
По информации РБК daily, поправки к закону «О торговле», о которых просят хлебопеки, должна подготовить депутат Госдумы Надежда Школкина. По ее словам, уже идет подготовительная работа, и это предложение предлагается объединить в пакет с другими поправками, которые сейчас готовятся к закону «О торговле». До конца октября представители бизнеса, Минпромторга, ФАС, Госдумы и Совета Федераций должны на совещании обсудить эти поправки, уточнила г-жа Школкина.
Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?