Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Производителей пива подводят под ЕГАИС
Пиво ставят на учет
Производителей пива, закрывающих один за другим свои заводы в России из-за ужесточения госрегулирования, ждет очередное испытание. Росалкогольрегулирование (РАР) вернулось к идее распространить действие ЕГАИС для пива и других алкогольных напитков на основе брожения, таких как сидр, пуаре и медовуха. Пивовары утверждают, что государство собирается бороться с несуществующей проблемой: доля контрафакта в производстве пива близка к нулю.
Законопроект РАР, который регламентирует распространение ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы) на оптовое и розничное звено (сейчас система работает только на заводах по производству крепкого алкоголя), опубликован на Едином портале раскрытия информации. Среди прочего законопроект содержит требование об обязательном использовании ЕГАИС для производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в объеме более 300 тыс. дал в год. Контроль ЕГАИС за этими напитками предлагается распространить также на оптовых продавцов. Данная норма закона должна вступить в силу с 1 ноября 2015 года.
Государство уже предлагало распространить ЕГАИС на производство пива: соответствующее требование содержалось в пакете поправок к закону «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции», которые принимались в 2011 году. Однако в ходе согласований норма о ЕГАИС исчезла из финальной редакции законопроекта. Вместо счетчиков ЕГАИС пивоваров обязали оснастить свои заводы счетчиками учета готовой продукции. Их введение в обязательное использование началось с 1 июля этого года, но из-за многочисленных сбоев оборудования производителям пива разрешено часть информации фиксировать в ручном режиме.
«Решение (о введении ЕГАИС для пива.– “Ъ”) в очередной раз принималось без учета мнения отрасли и не обсуждалось на экспертном совете при РАР»,– говорит представитель пивоваренной компании Anheuser-Busch InBev Андрей Ерин. Вице-президент по корпоративным отношениям «Балтики» Алексей Кедрин считает, что предложение РАР является только демонстрацией борьбы с нелегальным рынком, так как в России нет проблемы контрафактного пива. «На рынке водки ЕГАИС за годы своего существования так и не смогла решить проблему нелегальной продукции, а, скорее, наоборот, усугубила ее»,– напоминает представитель Efes Rus Кирилл Болматов. Сами российские производители водки в этом году оценивали долю нелегальной продукции на своем рынке в размере примерно 30%.
Ужесточение госрегулирования пивоваренной отрасли за последние пять лет уже привело к сокращению рынка на 20%, подсчитала ранее компания Efes, которая в начале следующего года закроет два из восьми своих заводов в России – в Москве и Ростове-на-Дону. В частности, за это время пивоварам в шесть раз увеличили акциз – с 3 до 18 руб. на литр в 2014 году. В этом году на продажи в отрасли негативно влияли также запрет на реализацию пива в киосках, а также в ночное время. Другие пивоваренные компании за последние пять лет закрыли шесть заводов в России.
Источник в РАР говорит, что пивовары неоднократно высказывали возражения по поводу большого количества справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным на бумажных носителях. «Данным законопроектом подобная форма отчетности отменяется, так как вся информация будет в ЕГАИС. То есть существующие счетчики нужно просто подключить к каналам связи»,– говорит собеседник “Ъ”.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский, который прежде также выступал за введение ЕГАИС для пива, сомневается, что целесообразно требовать подключения к системе производителей сидра, медовухи и пуаре. «Как правило, у их производителей небольшие обороты бизнеса, поэтому издержки по подключению к ЕГАИС, которые могут достигать 2 млн руб., могут оказаться для них непосильным бременем»,– считает господин Звагельский.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?