Декоративное изображение
2 205

Поделиться

Программа дополнительного лекарственного обеспечения является катализатором роста фармрынка

Программа дополнительного лекарственного обеспечения продолжает оставаться одной из основных движущих сил российского фармрынка. Его рост и изменение структуры в последние два года во многом обязаны именно программе ДЛО.

Даже накопившийся за последние полгода у государства долг перед поставщиками в 36 млрд руб. не может заслонить у последних перспективу стабильного госзаказа на многие месяцы вперед -- как минимум до конца 2008 года. И потому фармацевтическое лобби не решается предъявить власти ультиматум -- профессиональные объединения производителей и дистрибьюторов лекарств лишь просят, по выражению главы Ассоциации зарубежных фармпроизводителей Владимира Шипкова, «начать конструктивный диалог».

Финансовую подоплеку такого долготерпения раскрыла вчера генеральный директор маркетинговой компании RMBC «Ремедиум» Мария Денисова, представив новое исследование цен отечественного фармрынка на ежегодной конференции «Фармацевтический бизнес в России: реформы и рынок».

«Если бы все было так плохо, разве стали бы дистрибьюторы биться за право участвовать в ДЛО еще и в 2007 году», -- сказала г-жа Денисова корреспонденту «Времени новостей». Действительно, 70% ДЛО в ценовом выражении -- это продукция крупных западных компаний, привыкших действовать прагматично. И их расчет налицо: в 2006 году объем продаж швейцарской компании Novartis увеличился на 60%, что сделало ее лидером среди импортеров (6,53% рынка по объему продаж в розничных ценах).

Хорошие показатели и у двух других ведущих компаний Швейцарии: Schering-Plough увеличила продажи на 80% (1,4% рынка), а F. Hoffmann la Roche -- на 87% (3,06% от рынка). Рост в 202% продемонстрировала французская Janssen Cilag (3,38% от рынка).

В ценах конечного потребителя объем рынка готовых лекарственных средств в России в 2006 году оценивался в 10,8 млрд долл. Согласно данным розничного аудита, объем аптечного рынка увеличился на 28% по сравнению с 2005-м и составил 6,6 млрд долл. При средней аптечной наценке 32% розничная цена препарата в среднем по рынку выросла на 26% и составила 1,77 долл. «ДЛО фактически является катализатором роста коммерческого сегмента рынка, который на сегодня занимает больше 60% рынка», -- сказала «Времени новостей» Мария Денисова.

Даже не получая деньги за отоваренные льготные рецепты месяцами, поставщики ДЛО, а это в массе своей западные гиганты-миллиардеры, получают значительную выгоду в коммерческом сегменте, «въезжая» на новые рынки на плечах госпрограммы.

Однако высокие темпы роста присутствия импортеров на российском рынке все же в первую очередь обусловлены существенным увеличением спроса на лекарства, входящие в список препаратов для льготников по программе ДЛО.

Нынешний лидер продаж «Гливек» от компании Novartis в списке ведущих торговых наименований по объему фармрынка за год переместился с двенадцатого места на первое, его продали на 148% больше, чем в 2005-м. «Велкейд» от Janssen Cilag впервые появился на рынке в прошлом году в рамках программы ДЛО и сразу же занял второе место.

Существенно поднялся противоопухолевый препарат «Мабтера» от La Roche -- продажи увеличились на 250%. Не менее впечатляющие показатели у «Эпрекса» (для лечения анемии) от Janssen Cilag -- продажи выросли на 477%, и «Октаната» против гемофилии от Octapharma (Австрия/Швейцария) -- на 965%.

Судя по всему, такие цифры произвели впечатление не только на чиновников Минздравсоцразвития, ответственных за лекарства для льготников, но и на самого президента Владимира Путина, которому представители фармотрасли буквально два дня назад жаловались на свое бедственное положение. «Нужно номенклатуру посмотреть, уменьшить аппетиты фармацевтических компаний», -- отметил глава государства.

Собственно широкий перечень очень дорогих лекарств и политика активного маркетинга со стороны производителей во многом и «подкосили» программу ДЛО. Количество «дорогих» рецептов существенно превысило расчеты Минздравсоцразвития и Минфина, загнав отвечающий за распределение средств Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в долговую дыру.

Примечательно, что противоопухолевые препараты в минувшем году потеснили многолетнего лидера продаж -- настойку боярышника. Это недорогое и продающееся сотнями тысяч упаковок «сердечное» средство, по достоинству оцененное российской пьющей частью малообеспеченного населения России, даже не вошло в десятку самых продаваемых препаратов, опустившись на 18-е место. Точно так же, как и в двадцатке топовых производителей, представленных в России, остался только один отечественный -- ОАО «Фармстандарт».

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами