Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Прогноз 2009: Ритейл
Нынешний год может стать годом слияний и поглощений и, как следствие, консолидации на рынке ритейла. Эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь долю в собственном бизнесе будут вынуждены продавать те компании, которым в ближайшее время предстоят выплаты по долговым инструментам.
Сокращение программ
На сегодняшний день, по словам аналитиков инвестиционной группы (ИГ) «Сократ», компании-ритейлеры уже начали пересматривать свои инвестиционные планы. В первую очередь, были заморожены долгосрочные проекты и сокращены CapEx-программы (программы капитальных расходов). Вместе с тем, считают эксперты «Сократа», проекты, которые осуществлены уже на 80%, скорее всего, будут достроены и запущены. Однако низкорентабельные и убыточные торговые точки либо уже закрыты, либо будут закрыты после новогодних праздников. «Ранее среди крупных ритейлеров доминировала стратегия выкупа торговых площадей. Однако в последнее время, в связи с возникшими проблемами пополнения оборотного капитала, компании все чаще используют стратегию Sell and lease back (продажа актива с дальнейшей арендой, - ред.)», - отмечает руководитель аналитического департамента ИГ «Сократ» Константин Степанов.
Долги заставят продать бизнес?
По мнению экспертов, рост предложений по продаже украинских торговых сетей в последнее время обусловлен их значительными долговыми обязательствами. Так, если раньше компаниями использовалась практика рефинансирования долгов, что позволяло постоянно пополнять оборотный капитал, то сейчас приходится изымать средства из оборотного капитала.
Так, по словам эксперта группы компаний (ГК) «ТЕКТ» Андрея Зарипова, анализ состояния украинского ритейла и финансовой отчетности его участников свидетельствуют о необходимости на сегодняшний день продать часть бизнеса, как минимум, половине украинских розничных сетей. Вместе с тем г-н Зарипов отметил, что наличие существенной долговой нагрузки является спецификой развития бизнеса на рынке ритейла. Так, в среднем более 50% структуры капитала ритейлеров составляет долговая нагрузка.
Существенная долговая нагрузка, невозможность реструктуризации долга, значительное повышение банками процентов по обслуживанию долгов и просьбы фининститутов и прочих инвесторов о досрочном погашении долгов не позволяют ритейлерам, по словам Андрея Зарипова, генерировать значительные денежные потоки, вынуждая, таким образом, продавать часть бизнеса.
По данным ГК «ТЭКТ», розничные торговые сети, которые занимают около 70% украинского рынка ритейла, уже объявили о своей продаже, или точнее «о своей потребности привлечения иностранного инвестора». Другая половина сетей, которая еще не заявила о продаже, находится в таком же тяжелом положении.
Инструменты привлечения капитала
По словам Константина Степанова, на сегодняшний день существуют следующие инструменты для привлечения финансов: официальный (средства, привлеченные путем продажи доли бизнеса, и вливание финансов материнским холдингом) и неофициальный (задержка выплат поставщикам, что негативно сказывается на всей цепочке производства продукции). При этом последний инструмент стали использовать все чаще. «Однако такой метод, как задержка выплаты средств за поставленные товары, не может применяться долго, - считает он. - Поставщики переходят на предоплату, предоставляя значительные дисконты».
Вместе с тем, аналитик ИГ «Сократ» считает, что структура поставок в ближайшие два месяца кардинально не изменится, так как в период новогодних праздников продажи розничных сетей увеличиваются на 40-50%, и поставщики не будут разрывать свои контракты.
Крупные игроки увеличат свою долю
По данным инвестиционной группы «Сократ», если в 2007 году доля трех крупнейших ритейлеров составляла около 15%, то в среднесрочном периоде ожидается значительное увеличение доли рынка в пользу крупных игроков. «Для компаний, имеющих финансовую поддержку материнских холдингов, появится реальная возможность расширить свое влияние на внутреннем рынке, как за счет мелких разорившихся компаний, так и за счет средних и крупных компаний, у которых проблемы с привлечением долгового финансирования для пополнения оборотного капитала», - Константин Степанов.
По его словам, уже сейчас наблюдается тенденция удешевления активов ритейлеров. «Если еще год назад многие из них продавались по х10 EBITDA - х11 EBITDA, то сегодня стоимость снизилась до х5-6 EBITDA (EBITDA - финансовый показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений, - ред.)», - сообщил руководитель аналитического департамента.
Потребители станут экономней
Эксперты считают, что уже в феврале текущего года полки украинских магазинов частично опустеют. В связи с уменьшением доходов отечественный потребитель перейдет от более дорогих к более дешевым продуктам питания. Так, согласно аналитическим данным инвестиционной группы «Сократ», если еще недавно соотношение премиального, среднеценового и эконом-сегментов в процентном соотношении в среднем составляло 20/50/30, то в краткосрочном периоде это соотношение изменится в пользу эконом-сегмента. «У компаний, в сетях которых присутствуют магазины-дискаунтеры и небольшие «магазины у дома», есть реальный шанс пережить кризис с наименьшими потерями», - полагает г-н Степанов.
Лучших времен дождутся не все
По мнению экспертов, активность завершения осуществления сделок придется на второй-третий кварталы 2009 года. Сегодня же невозможно выгодно продать какие-либо активы в ритейле, поэтому компании вынуждены идти на продажу блокирующего или полного пакета, чтобы сохранить существующий бизнес. Многие владельцы розничных сетей все еще рассчитывают на возвращение ситуации 2007 года, когда можно было получить премию за продажу. Но сейчас приходится руководствоваться суровыми реалиями финансового кризиса.
Лучшие времена настанут для ритейлеров не раньше 2010 года - когда потребительский спрос начнет свой рост и возобновится доступ ритейлеров к финансированию, убеждены аналитики ИГ «Сократ». «Доживут до этих времен не все, а только те, кто сможет в этой непростой ситуации снизить свою долговую нагрузку, найти финансирование, быстро пересмотреть свою стратегию и сфокусироваться на профильном бизнесе», - прогнозирует руководитель аналитического департамента инвестиционной группы «Сократ» Константин Степанов.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.