Декоративное изображение
3 631

Поделиться

Продукты портятся онлайн

Формат онлайн-магазинов продуктов в России пока не прижился

С рынка онлайн-магазинов продуктов ушел еще один игрок. Yonamart перестал работать в формате интернет-супермаркета, рассказали «Газете.Ru» источники на рынке. Спрос на доставку продуктов есть, но новые игроки на рынок не выходят. Обеспечивать рост в сегменте, скорее всего, будут ритейлеры, работающие в традиционных форматах торговли. Эксперты надеются, что это расширит ассортимент и снизит цены на доставку.

Онлайн-торговля продуктами питания в России, несмотря на высокий спрос, не выживает. Один из таких онлайн-магазинов – Yonamart, проработавший около двух лет, был закрыт «как проект», сообщили «Газете.Ru» источники на рынке. По словам одного из источников, проект перешел из формата интернет-супермаркета в «нишевой магазин с сокращенным ассортиментом». В настоящий момент сделать заказ на сайте магазина невозможно, ни один из указанных на сайте телефонов не работает – оператор сообщает, что они не используются.

Еще один источник на рынке добавляет, что о проблемах у Yonamart стало известно еще летом этого года. «С середины июля компания перестала набирать новых сотрудников, в августе компанию покинули почти вся коммерческая служба и маркетологи», – рассказывает источник. К этому моменту компания принимала примерно по 300 заказов в сутки, рассказывает собеседник «Газеты.Ru».

Связаться с владельцами Yonamart (по данным ЕГРЮЛ, ими являются Ариан Баазов и Шамиль Шальмиев, который занимает пост генерального директора общества) не удалось.

Несмотря на то что формат заказа продуктов на дом и в офис востребован в Московском регионе и городах-миллионниках, на этом рынке все равно наблюдается дефицит предложения.

Среди потенциальных клиентов подобных магазинов – те, кому по разным причинам неудобно выходить из дома, носить тяжелые сумки или некогда стоять в очередях.

Форматом доставки без наличия собственных торговых залов занимаются около 50 предприятий. В числе лидеров на этом рынке – «Утконос» (занимает 70–80% рынка онлайн-доставки продуктов, по собственным оценкам компании), Sferm и «Фруктовая почта». При этом два последних – нишевые. Первый позиционирует себя как интернет-магазин экологических товаров с фермы, хотя в настоящий момент расширил свой ассортимент и по наполнению напоминает формат «магазин у дома». Второй занимается доставкой свежих овощей и фруктов.

По данным Data Insight, объем рынка электронной коммерции в России в 2012 году составил 450 млрд рублей, из них на продукты питания пришлось только 3%. Лидеры по продажам в интернет-магазинах – картофель, репчатый лук и другие овощи, стиральные порошки в весовых упаковках (6–9 кг) и бутилированная вода.

Малое количество игроков эксперты объясняют целым рядом проблем, с которыми сталкиваются игроки в этом секторе. Хоть выход на рынок онлайн-торговли продуктами и товарами повседневного спроса проще, чем выход на рынок офлайн-торговли – не нужно договариваться с арендой торговых площадей, говорит старший аналитик Райффайзенбанка по ритейлу и потребительскому сектору Наталья Колупаева, цена входа на рынок онлайн-доставки продуктов питания высока. По оценке «Утконоса», она может достигать 10 млрд рублей.

Основные затраты приходятся на разработку IT-системы, которая регулирует процесс работы распределительных центров, комплектования заказов и транспортную логистику. В «Утконосе» разработка этой системы велась два года, говорит «Газете.Ru» официальный представитель этой компании Наталья Аристова.

Онлайн-магазины зачастую вынуждены предлагать товар дороже, чем традиционные розничные сети, поскольку они не имеют возможности закупать продукты по более выгодным ценам или же договариваться об эксклюзивных условиях из-за малых по сравнению с традиционными магазинами объемов закупок.

«Платить за товар на уровне премиального сегмента без возможности выбрать его – посмотреть, потрогать многие оказываются не готовы. Получается замкнутый круг: чтобы быть успешным, надо иметь много покупателей, чтобы не гнать машину ради одного заказа, а в каждый район направить машину на пару десятков заказов. А для этого надо заиметь известность и репутацию на рынке», – говорит сооснователь Data Insight Борис Овчинников.

Для онлайн-торговли продуктами питания критически важными являются сильный бренд и высокая лояльность со стороны клиентов. Она обеспечивается за счет сотрудников. И у таких проектов с этим сложности. «Попробуйте найти адекватного водителя-курьера, который согласится работать по 10 часов и таскать на пятый этаж без лифта заказы весом от 40 кг», – сетует разработчик нескольких проектов в области онлайн-торговли Михаил Мыкало.

Кроме того, новым игрокам сложно найти уже готовый, профессионально оборудованный склад, который должен включать в себя от девяти до шестнадцати зон хранения, отмечает Мыкало. Найти место и построить современный склад – это прохождение нескольких «кругов ада» по согласованию, строительству и эксплуатации такого объекта, говорит Мыкало.

«Это сложный дорогостоящий бизнес, он несет высокие расходы на поддержание работы распредцентра и транспортной логистики», – признает Аристова.

Но тем не менее «Утконос» с 2013 года сконцентрировался исключительно на онлайн-торговле продуктами, закрыв все розничные точки продаж. В 2007 году их было около 200. Прежняя модель – совмещение офлайн- и онлайн-продаж – не была эффективной из-за дорогой аренды и прочих операционных затрат. «Этот формат приносил только убытки», – говорит Аристова. Но она признает, что затраты на онлайн-проект все равно меньше, чем на содержание традиционной розницы.

Несмотря на сложности, конкуренция в ближайшие годы на этом рынке будет расти за счет выхода новых игроков и традиционных розничных магазинов в интернет,

говорит Наталья Колупаева. В ближайшие годы конкуренцию онлайн-игрокам будут составлять крупнейшие игроки офлайнового ритейла, которые будут развивать интернет-направление, cоглашается Аристова.

Доставкой продуктов уже занимается «Седьмой континент», работает в этом бизнесе Metro Cash & Carry. Бакалейные товары можно заказать в проекте X5 Retail Group – E5. Auchan в следующем году будет развивать онлайн-продажи и может запустить в России формат Auchan Drive – площадку при магазине, где покупатель сможет забрать товары, заказанные через интернет, сообщил 18 ноября гендиректор «Ашан Россия» Жан-Пьер Жермен.

За счет новых игроков и роста конкуренции цены на доставку могут снизиться, а качество продукции несколько вырасти, надеются эксперты.

Уже сейчас игроки разрабатывают программы лояльности, предлагающие скидку на следующую доставку, а также предложения в магазинах партнеров с целью привлечь новых клиентов и нарастить объемы.

А проекты, которые запускаются без поддержки офлайнового ритейлера, будут фокусироваться на нишевых товарах – фермерских продуктах, чае, кофе и ряде других сегментов, прогнозирует Овчинников. Но работа с ограниченным ассортиментом может не давать онлайн-магазинам объем рынка, необходимый для того, чтобы покрывать операционные затраты, отмечает Наталья Колупаева.

Ольга Алексеева, Яна Милюкова, «Газета.Ru»

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами