Декоративное изображение
3 642

Поделиться

Продукты портятся онлайн

Формат онлайн-магазинов продуктов в России пока не прижился

С рынка онлайн-магазинов продуктов ушел еще один игрок. Yonamart перестал работать в формате интернет-супермаркета, рассказали «Газете.Ru» источники на рынке. Спрос на доставку продуктов есть, но новые игроки на рынок не выходят. Обеспечивать рост в сегменте, скорее всего, будут ритейлеры, работающие в традиционных форматах торговли. Эксперты надеются, что это расширит ассортимент и снизит цены на доставку.

Онлайн-торговля продуктами питания в России, несмотря на высокий спрос, не выживает. Один из таких онлайн-магазинов – Yonamart, проработавший около двух лет, был закрыт «как проект», сообщили «Газете.Ru» источники на рынке. По словам одного из источников, проект перешел из формата интернет-супермаркета в «нишевой магазин с сокращенным ассортиментом». В настоящий момент сделать заказ на сайте магазина невозможно, ни один из указанных на сайте телефонов не работает – оператор сообщает, что они не используются.

Еще один источник на рынке добавляет, что о проблемах у Yonamart стало известно еще летом этого года. «С середины июля компания перестала набирать новых сотрудников, в августе компанию покинули почти вся коммерческая служба и маркетологи», – рассказывает источник. К этому моменту компания принимала примерно по 300 заказов в сутки, рассказывает собеседник «Газеты.Ru».

Связаться с владельцами Yonamart (по данным ЕГРЮЛ, ими являются Ариан Баазов и Шамиль Шальмиев, который занимает пост генерального директора общества) не удалось.

Несмотря на то что формат заказа продуктов на дом и в офис востребован в Московском регионе и городах-миллионниках, на этом рынке все равно наблюдается дефицит предложения.

Среди потенциальных клиентов подобных магазинов – те, кому по разным причинам неудобно выходить из дома, носить тяжелые сумки или некогда стоять в очередях.

Форматом доставки без наличия собственных торговых залов занимаются около 50 предприятий. В числе лидеров на этом рынке – «Утконос» (занимает 70–80% рынка онлайн-доставки продуктов, по собственным оценкам компании), Sferm и «Фруктовая почта». При этом два последних – нишевые. Первый позиционирует себя как интернет-магазин экологических товаров с фермы, хотя в настоящий момент расширил свой ассортимент и по наполнению напоминает формат «магазин у дома». Второй занимается доставкой свежих овощей и фруктов.

По данным Data Insight, объем рынка электронной коммерции в России в 2012 году составил 450 млрд рублей, из них на продукты питания пришлось только 3%. Лидеры по продажам в интернет-магазинах – картофель, репчатый лук и другие овощи, стиральные порошки в весовых упаковках (6–9 кг) и бутилированная вода.

Малое количество игроков эксперты объясняют целым рядом проблем, с которыми сталкиваются игроки в этом секторе. Хоть выход на рынок онлайн-торговли продуктами и товарами повседневного спроса проще, чем выход на рынок офлайн-торговли – не нужно договариваться с арендой торговых площадей, говорит старший аналитик Райффайзенбанка по ритейлу и потребительскому сектору Наталья Колупаева, цена входа на рынок онлайн-доставки продуктов питания высока. По оценке «Утконоса», она может достигать 10 млрд рублей.

Основные затраты приходятся на разработку IT-системы, которая регулирует процесс работы распределительных центров, комплектования заказов и транспортную логистику. В «Утконосе» разработка этой системы велась два года, говорит «Газете.Ru» официальный представитель этой компании Наталья Аристова.

Онлайн-магазины зачастую вынуждены предлагать товар дороже, чем традиционные розничные сети, поскольку они не имеют возможности закупать продукты по более выгодным ценам или же договариваться об эксклюзивных условиях из-за малых по сравнению с традиционными магазинами объемов закупок.

«Платить за товар на уровне премиального сегмента без возможности выбрать его – посмотреть, потрогать многие оказываются не готовы. Получается замкнутый круг: чтобы быть успешным, надо иметь много покупателей, чтобы не гнать машину ради одного заказа, а в каждый район направить машину на пару десятков заказов. А для этого надо заиметь известность и репутацию на рынке», – говорит сооснователь Data Insight Борис Овчинников.

Для онлайн-торговли продуктами питания критически важными являются сильный бренд и высокая лояльность со стороны клиентов. Она обеспечивается за счет сотрудников. И у таких проектов с этим сложности. «Попробуйте найти адекватного водителя-курьера, который согласится работать по 10 часов и таскать на пятый этаж без лифта заказы весом от 40 кг», – сетует разработчик нескольких проектов в области онлайн-торговли Михаил Мыкало.

Кроме того, новым игрокам сложно найти уже готовый, профессионально оборудованный склад, который должен включать в себя от девяти до шестнадцати зон хранения, отмечает Мыкало. Найти место и построить современный склад – это прохождение нескольких «кругов ада» по согласованию, строительству и эксплуатации такого объекта, говорит Мыкало.

«Это сложный дорогостоящий бизнес, он несет высокие расходы на поддержание работы распредцентра и транспортной логистики», – признает Аристова.

Но тем не менее «Утконос» с 2013 года сконцентрировался исключительно на онлайн-торговле продуктами, закрыв все розничные точки продаж. В 2007 году их было около 200. Прежняя модель – совмещение офлайн- и онлайн-продаж – не была эффективной из-за дорогой аренды и прочих операционных затрат. «Этот формат приносил только убытки», – говорит Аристова. Но она признает, что затраты на онлайн-проект все равно меньше, чем на содержание традиционной розницы.

Несмотря на сложности, конкуренция в ближайшие годы на этом рынке будет расти за счет выхода новых игроков и традиционных розничных магазинов в интернет,

говорит Наталья Колупаева. В ближайшие годы конкуренцию онлайн-игрокам будут составлять крупнейшие игроки офлайнового ритейла, которые будут развивать интернет-направление, cоглашается Аристова.

Доставкой продуктов уже занимается «Седьмой континент», работает в этом бизнесе Metro Cash & Carry. Бакалейные товары можно заказать в проекте X5 Retail Group – E5. Auchan в следующем году будет развивать онлайн-продажи и может запустить в России формат Auchan Drive – площадку при магазине, где покупатель сможет забрать товары, заказанные через интернет, сообщил 18 ноября гендиректор «Ашан Россия» Жан-Пьер Жермен.

За счет новых игроков и роста конкуренции цены на доставку могут снизиться, а качество продукции несколько вырасти, надеются эксперты.

Уже сейчас игроки разрабатывают программы лояльности, предлагающие скидку на следующую доставку, а также предложения в магазинах партнеров с целью привлечь новых клиентов и нарастить объемы.

А проекты, которые запускаются без поддержки офлайнового ритейлера, будут фокусироваться на нишевых товарах – фермерских продуктах, чае, кофе и ряде других сегментов, прогнозирует Овчинников. Но работа с ограниченным ассортиментом может не давать онлайн-магазинам объем рынка, необходимый для того, чтобы покрывать операционные затраты, отмечает Наталья Колупаева.

Ольга Алексеева, Яна Милюкова, «Газета.Ru»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами