Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 145
Поделиться
Продукты питания в России дорожают быстрее, чем в Европе
Темпы инфляции в России замедлились. Однако продукты питания в России по-прежнему дорожают быстрее, чем в европейских странах.
В первом квартале года цены на продукты питания в России выросли на 5,3%, в то время как в странах Евросоюза рост цен составил всего 0,6% за этот же период. В марте продукты в России подорожали на 1,7%, в ЕС, наоборот, наблюдалась дефляция в размере 0,1%, следует из опубликованных сегодня данных Федеральной службы госстатистики (Росстата).
На отдельные категории продуктов питания цены подскочили значительно выше среднего показателя по России. Так, в первые три месяца наибольший удар по кошелькам россиян нанесли фрукты, сладкое и овощи. Так, фрукты подорожали за этот период на целых 19,5% (тогда как в странах ЕС - всего на 1,1%), сахар, джем, мед, шоколад и конфеты - на 11,8% (в ЕС - на 1,3%), а овощи - на 9% (в ЕС - на 4,8%).
Рыба дорожает быстрее мяса
Цены на рыбу в России росли почти в два раза быстрее, чем на мясо по итогам первого квартала. Рыба и морепродукты подорожали в среднем на 7,4%, а мясо и мясная продукция чуть скромнее - на 4,1%. В странах ЕС в этих же сегментах продуктов питания наблюдается прямо противоположная ситуация. Там стоимость мясных изделий практически не изменилась (рост на 0,4%), а рыба и морепродукты вообще упали в цене на 1%.
Хлеб и молоко
Меньше всего в России подорожали самые массовые продукты питания - хлеб и молоко. Так, за три месяца цены на хлебобулочные изделия и крупы, а также молочные изделия, сыр и яйца поднялись на 0,3-2,8%. При этом, в странах ЕС стоимость на все эти продукты упала - на 0,1-0,6% (за тот же период).
Плохая и хорошая экономики
Таким образом, несмотря на то, что инфляция в России стала замедляться, продукты питания здесь по-прежнему дорожают быстрее, чем в странах ЕС. Уровень развития экономики в развитых странах выше. В России по-прежнему себестоимость производства большинства продуктов более высокая, а эффективность более низкая.
Впрочем, на продукты питания в России негативное влияние также оказал "кредитный шок", добавляет аналитик ИК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Производители и ритейлеры закладывают в цены своей продукции все издержки, связанные с влиянием финансового кризиса. Важную роль здесь играет, конечно, девальвация рубля, которая привела к росту стоимости как готовой импортной продукции, так и импортного сырья, которое повсеместно используют отечественные производители. Доля импорта (конечных продукции и сырья) в структуре розничной торговли существенна - около 2/3 (в продовольственном сегменте около 40%), говорит Клягин.
К росту цен придется привыкать
Несмотря на то, что инфляция в России снижается (мартовская ниже февральской), по итогам года она вряд ли опустится ниже 13-14%, считает эксперт из "Финам Менеджмента". В Минэкономразвития также прогнозируют рост цен за год на 13%. Дело в том, что цены стали медленнее расти из-за снижения платежеспособного спроса. Россияне стали больше экономить, в том числе на продуктах питания, отказываясь от некоторых дорогих продуктов или переходя в более дешевый сегмент. В марте наблюдается более серьезное снижение оборота розничной торговли - на 4% по отношению к аналогичному периоду 2008 г., всего в первом квартале он упал на 1,1%.
Клягин прогнозирует сохранение темпов роста инфляции в ближайшие несколько месяцев на мартовском уровне. "При этом продовольственная инфляция, несмотря на текущее снижение платежеспособного спроса, вполне вероятно, будет по-прежнему формироваться на более высоких уровнях, что в значительной степени станет результатом ослабления курса рубля и роста стоимости импорта", - говорит Максим Клягин.
Прогнозы апрельской инфляции Минэкономразвития более оптимистичны. Ведомство ожидает продолжения тренда замедления ее темпов - до 1,1-1,2%, а первый зампред Банка России не исключает и падения инфляции до 1%.
RB.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?