Декоративное изображение
2 560

Поделиться

Продукты наносят ответный удар

Депутаты Госдумы и производители продуктов питания намерены закрыть для торговых сетей все лазейки в законодательстве при составлении типовых договоров. Один из авторов закона о торговле депутат Ирина Яровая предложила поставщикам самим написать и направить в правительство универсальный договор, который станет обязательным к применению для всех ритейлеров. Торговые сети считают, что в таком случае поставщики будут диктовать им невыгодные условия. Согласно закону о торговле поставщики и ритейлеры должны к 1 августа этого года привести все свои договоры в соответствие с новыми правилами. Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая считает, что типовые договоры должны составлять не торговые сети, как это происходит сейчас, а сами производители продуктов питания. «Мы хотим составить типовой договор в соответствии с законом о торговле, чтобы упредить внесение туда завуалированных недобросовестных практик», — заявила г-жа Яровая. По ее словам, депутаты и участники рынка уже работают над проектом договора, который позже будет представлен на рассмотрение правительству. Г-жа Яровая хочет дождаться отчета Федеральной антимонопольной службы, которая ведет проверку торговых сетей, чтобы понять, как складывается договорная практика. Те условия, которые сейчас сети навязывают поставщикам, депутата не устраивают. В частности, речь идет о штрафах, причем немаленьких — до 2,7 млн руб. «Таких штрафов в договоре быть не должно», — уверена г-жа Яровая. Депутат, по всей видимости, намекает на договор лидера продуктового ритейла по выручке X5 Retail Group. Компания в своем типовом договоре прописывает штрафы до 2,7 млн руб. для поставщиков за такие нарушения, как разглашение конфиденциальной информации и оказание недружественного влияния на работников компании и членов их семей. Предложение Ирины Яровой вызвало бурную реакцию со стороны ритейлеров, которые не хотят, чтобы им диктовали условия, утверждая, что договор не может быть типовым для всех сетей, различных по размеру и формату. «Можно поехать в Северную Корею — у них все типовое, в том числе договоры между поставщиками и тем, что там называется торговлей», — заявил глава Х5 Лев Хасис. «Типовые договоры поставки есть, но они не обязательны к применению, а если форму сделать обязательной, то непонятно, как в ней учесть все нюансы взаимоотношений между сетевиком и поставщиком», — отмечает руководитель по корпоративным коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева. В «Ашане» считают, что в ситуации, предложенной депутатом, сети и поставщик резко меняются местами. «Если сейчас поставщики и производители обвиняют ритейлеров в навязывании договоров, то как тогда назвать договор, который предложат поставщики? — задается вопросом руководитель по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. — Не будет ли это навязыванием со стороны поставщиков?» Г-жа Курносова отмечает, что, если обе стороны подписывают контракт, это значит, что документ устраивает и тех, и других. « Поставщик может предложить свою форму, и у нас есть свои варианты, но окончательный документ составляется за переговорным столом», — добавляет она. Производители и сами понимают, что это антирыночная мера. «Нас начнут за это сейчас клевать со всех сторон, но что-то предпринимать надо, — говорит президент Российского союза мукомолов Аркадий Гуревич. — До 1 августа уже рукой подать». Поставщики утверждают, что от закона о торговле, который был нацелен на защиту прав производителей, выигрывают торговые сети, которые по-прежнему ведут себя некорректно. «Metro Cash & Carry дает такой документ, как будто закона и не было, и чистыми глазами на тебя смотрит, включая туда все: и за открытие магазина, и за введение позиций. «Ашан» не дал даже документа, тихо ведет переговоры по телефону», — пожаловался председатель совета директоров кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Сергей Щедрин. RBC daily

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами