Декоративное изображение
10 926

Поделиться

Продуктовый ритейл ждет банкротств и поглощений

В начале этого года ритейлеры из России пополнили список топ-250 мировых лидеров Deloitte & Touch. Такая тенденция не выглядела удивительной, так как рост в продуктовой рознице по итогам 2007г. составил 32% (данные швейцарской группы UBS).

Сегодня же, как считают эксперты, ситуация принимает иной оборот. Ритейл первым принимает на себя удар мирового финансового кризиса.

"Банки перестают кредитовать под низкий процент, ставки растут, растут, растут, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" замгендиректора сети "Вестер" Сергей Егоршин. – Поэтому показатели развития российского ритейла будут однозначно снижаться. Те сети, что вели необоснованно рискованную финансовую политику, будут вынуждены объявить себя банкротами. Во втором-третьем десятке рейтинга сетей это может носить массовый характер".

Очевидно, если у сетей первого десятка найдутся средства, они поглотят "банкротов" по бросовым ценам. Финдиректор ОАО "Седьмой континент" Александр Руснак не исключает, что до конца 2008г. в его компании будут обсуждаться предложения по M&A. Аналогичные заявления поступили от руководства X5 Retail Group. И, скорее всего, сети первой десятки будут расширяться путем M&A в региональном направлении, добавляют аналитики.

Но эффективность денежных средств, вкладываемых в столичный ритейл, ниже, чем у региональных инвестиций. "В Москве покупатель избалованный, его ничем не удивишь, тут есть крупнейшие транснациональные компании (ТНК), и конкуренция бешеная, – говорит С.Егоршин. – В регионах конкуренция значительно ниже, люди не так избалованы ни ассортиментом, ни услугой, ни ценой. И покупательный спрос значительно выше, средний чек выше. Стоимость земли дешевле, объекты дешевле. А местные власти более лояльны к новым игрокам".

В этой связи некоторые розничные сети отказываются от Москвы, выставляя на продажу объекты в столице и в области ("Самохвал", например). Примечательно, что, по заявлению главы X5 Retail Group Льва Хасиса, в условиях кризиса отдельно стоящие магазины, не имея долговой нагрузки, оказались в более выгодном положении, чем сети. Тем не менее, стратегическим форматом развития розницы останется гипермаркет, убеждены аналитики.

Гипермаркеты, как правило, находятся за пределами городов, они не ограничены в площадях, что позволяет играть на эффекте масштаба, предлагая широкий выбор, в частности собственные цеха (например, кулинарии), низкие цены, огромные парковки и т.д.

Напомним, по данным DISCOVERY Research Group, по итогам 2007г. на долю дискаунтеров в структуре "цивилизованной розницы" приходилось около 43% оборота, на долю супермаркетов - 30%, гипермаркетов (включая cash & carry) - 27%. Когда, по словам аналитиков, в развитых рынках, гипермаркеты занимают все 50%, а доля супермаркетов – менее 18%.

Как бы то ни было, по мере активизации слияний и поглощений на фоне финансового кризиса можно ожидать усиления консолидации сетей в России. К концу 2007г. совокупная доля 10 крупнейших игроков на рынке продовольственного ритейла составляла лишь 13%, отмечают в DISCOVERY Research Group. Таким образом, для споров о том, кто же диктует цены на продовольствие, появятся дополнительные аргументы.

"В первую очередь производители диктуют цены, потому что сети конкурируют между собой, мониторят друг друга, – говорит С.Егоршин. – Сети даже оказывают давление на производителя, чтобы он работал над издержками, не давал расти ценам, фиксируя их на определенный промежуток времени". С другой стороны, зависимость производителей от ритейла очевидна, особенно на этапе продвижения своей марки, что не могут не признавать ритейлеры.

"Я думаю, что с приходом ТНК-монстров, естественно, рынок будет перераспределен, – говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ С.Егоршин. – У них более "дешевые" деньги, более отработанная логистика. Если вы имеете магазин в 31 стране – рынки поставки товаров более расширены".

www.rbc.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами