Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продуктовые ритейлеры экономят на пакетах
Смещение потребительских предпочтений в сторону гипермаркетов и дискаунтеров вынуждает продуктовых ритейлеров экономить на всем, чтобы сохранить уровень цен на фоне инфляции. Одни отказываются от дисконтных карт (торговые сети «Пятерочка» и «Остров»), другие вводят плату за полиэтиленовые пакеты на кассе (супермаркеты Spar, «Патэрсон» и все тот же «Остров»). Среди региональных ритейлеров бесплатные пакеты отменили, например, красноярские гипермаркеты «Алпи» и супермаркеты «Красный Яр».
В X5 Retail Group BFM.ru рассказали, что условия обслуживания покупателей в принадлежащих компании сетях, работающих в разных сегментах рынка, также отличаются. Так, в «Пятерочке» пакеты-майки были изначально платными (маленький стоит 1,5 рубля, большой — 3 рубля), а в «Перекрестке» платные пакеты появились лишь в середине февраля. От бесплатных они отличаются размером и качеством.
Между тем, в феврале бесплатные пакеты временно исчезали из ряда московских магазинов «Перекресток», а в некоторых точках их нет до сих пор. Руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group Светлана Витковская утверждает, что проблемы с наличием бесплатных пакетов связаны исключительно с перебоями в поставках из-за переговоров о сохранении отпускных цен на прежнем уровне. Как бы то ни было, качество бесплатных пакетов в сети изменилось — они стали меньше и тоньше.
Менеджер по связям с общественностью в регионах X5 Retail Group Владимир Русанов приводит следующие данные: за период с 23 февраля по 22 марта реализация платных пакетов в «Перекрестках» Москвы и Московской области составила 735 тысяч 20 штук. При этом бесплатных пакетов за это же время «распространили» в 23,5 раза больше — 17 305 900 штук. А среднемесячная потребность «Пятерочек» в том же регионе по маленьким пакетам составляет 6 млн штук, по большим — 3,5 млн. В целом по России — более 15 млн и более 7 млн штук соответственно.
Основная целевая аудитория «Пятерочки» — пенсионеры и семьи с общим доходом не более 50 тысяч рублей в месяц, которые настроены экономить и обычно приходят со своим пакетом или с сумкой. Тем временем, в переведенных под вывеску «Карусель» гипермаркетах «Перекресток» пакеты также стали платными (2,5 рубля) — в соответствии с концепцией нового бренда.
Различается «пакетная политика» и внутри «Ашана». Непосредственно в магазинах «Ашан» бесплатно выдают маленькие пакеты, но, по словам очевидцев, от кассирш требуют экономить на их выдаче. Зато в супермаркетах «Ашан Сити» предлагают покупать экопакеты из переработанных материалов, объясняя это заботой об экологии. Похожие доводы приводят и в сети супермаркетов «Билла» — там по 5 рублей продают большие плотные пакеты, пригодные для повторного использования, отчисляя при этом по рублю с каждого на лечение детей в российских медицинских учреждениях.
Чем ближе к премиальному сегменту — тем больше вероятность, что пакеты окажутся бесплатными. Так, в принадлежащем компании «Седьмой Континент» магазине «Наш Гипермаркет» за пакеты придется заплатить, а в самой «Семерке» введение подобных мер не планируется. Впрочем, пресс-секретарь «Седьмого Континента» Влада Баранова рассказала , что в супермаркетах сети также можно купить экологически чистые пакеты, выдерживающие 50 кг нагрузки.
В сети премиум-класса «Азбука Вкуса» тоже можно приобрести бумажные пакеты с логотипом Всемирного фонда дикой природы, часть средств от реализации которых поступает на нужды WWF. Пресс-секретарь «Азбуки Вкуса» Андрей Голубков говорит, что бесплатные полиэтиленовые пакеты являются базовой услугой для всех покупателей: «Задачи по оптимизации мы предпочитаем решать не за счет клиента».
Во сколько же обходится ритейлерам подобная услуга? По словам финансового директора производителя полимерной упаковки «Арго» Мананы Метревели, себестоимость плотных пакетов для супермаркетов доходит до 1,08 рубля, при этом оптовая цена пакета в партии от 100 тысяч штук составляет 1,5-1,6 рубля. Согласно оценке Андрея Голубкова, для успешной работы одного супермаркета «Азбуки Вкуса» достаточно 1,5 тысячи покупателей в день. Каждый из них берет по 2-3 пакета, то есть ежедневные затраты одной точки составляют не менее 4,5 тысячи рублей в день. Совсем немного для имиджевых расходов.
«Себестоимость обычных полиэтиленовых пакетов весьма невысокая, особенно при больших объемах производства, — объясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Хотя цена предложения существенно варьируется в зависимости от различных факторов (тип, размер, плотность, нанесение логотипа, объем заказа и т. д.), в среднем стоимость «майки» начинается примерно с 20-30 копеек, а при крупных объемах закупок она может быть и ниже».
Клягин уверен, что введение платы за пакеты не стоит рассматривать как антикризисную меру. По его мнению, на закрытии неэффективных объектов можно сэкономить намного больше. Объявленное «Пятерочкой» снижение цен на 80% ассортимента также позволяет ритейлеру выглядеть более привлекательно и сохранять свой трафик, считает аналитик: «Объемы выручки в данном случае важнее, чем маржа».
«В кризис люди стараются купить более дешевые, более выгодные товары по рекламным акциям, — добавляет аналитик «Уралсиба» Наталья Смирнова. — Чем больше трафик — тем больше использование пакетов. Когда люди пытаются сэкономить, они не покупают все в одном месте и готовы потратить время и усилия на поиски лучших вариантов».
Поэтому платные пакеты российских потребителей не радуют. Возможно, им пора смириться с этим фактом — жители многих других стран уже давно привыкли пользоваться принесенными с собой «авоськами» или платить на кассе за пакеты. Так, украинцы могут найти бесплатные пакеты лишь в сети «О'кей». В голландских и немецких супермаркетах пакет стоит 15-20 евроцентов, есть в продаже и экологичные пакеты из разлагающегося пластика по 30 евроцентов. Платят за пакеты жители Литвы, Швеции и Италии. Недавно ввели соответствующую плату и в Китае.
На бесплатную упаковку пока что могут рассчитывать японцы и израильтяне, а также американцы. Однако в США эти пакеты обычно бывают бумажными, что снижает их опасность для экологии. За переработку полиэтилена берутся лишь в Финляндии, ведь себестоимость этого процесса высокая, а к ней добавляются еще затраты на перевозку и сортировку отходов. Между тем, в одной Москве ежегодно образуется около 360 тысяч тонн отходов полиэтилена, а для его саморазложения требуется больше сотни лет.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?