Декоративное изображение
7 345

Поделиться

Продуктовая розница

Продуктовый ритейл смог стать одним из наиболее динамично развивающихся и прибыльных секторов экономики страны. Сейчас на долю крупнейших сетевиков приходится около четверти 175 млрд грн годового продуктового розничного товарооборота. Финансовый кризис внес свои коррективы в развитие отрасли, и рынок стал испытывать проблемы с ликвидностью. Но эксперты считают, что украинская розница по-прежнему привлекательна для инвестиций – на 1000 жителей в Украине приходится лишь 1,7 торговой точки – примерно в десять раз меньше, чем в других странах Восточной Европы.

Альтернатива пустым полкам

В начале 1990-х годов рынка организованной продуктовой розницы еще не было. Этот период до сих пор ассоциируется с пустыми полками советских гастрономов. Вскоре социалистические форматы стали уступать открытым продовольственным рынкам, количество которых сегодня достигает порядка 2900. Такие рынки и сейчас доминируют в Украине, особенно в провинции – более низкие цены являются для покупателей решающим фактором при выборе места покупки товара.

Следующим этапом в развитии украинской торговли стало открытие первых магазинов самообслуживания. "Пожалуй, первый магазин самообслуживания появился в 1997 году в Киеве на улице Оранжерейной. Он принадлежал компании 'Евромарт', которая обанкротилась после прихода на рынок зарубежных сетей Billa и Metro,– вспоминает управляющий директор консалтинговой компании Re & Solution Александр Ланецкий.– 'Евромарт' открыла еще три магазина 'Дача', которые тоже вскоре закрылись". Первые магазины самообслуживания были небольшими, их переоборудовали из гастрономов. Но о сетевой рознице тогда, в 1997 году, речь не шла.

Из Европы на Подол

Началом организованных продаж можно считать открытие в декабре 1998 года в Киеве на улице Спасской (Подол) первого супермаркета "Фуршет". Магазин был далек от классического супермаркета – его торговая площадь составляла всего 800 кв. м. Тем не менее для людей такой формат был новинкой. "Многие не могли представить, что здесь может быть что-то, кроме гастрономов,– говорит директор инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский.– Игорь Баленко, у которого тогда уже был дистрибуционный бизнес, поездил по Европе и посмотрел, какие форматы там представлены. Он первый открыл в стране супермаркет, потому что понимал: если за границей покупают, значит, и здесь будут". "Фуршет" Игорь Баленко основал со своими партнерами, среди которых предприниматель Владимир Школьник. Имена остальных компания не раскрывает.

Господин Баленко и его бизнес-партнеры начали развивать сеть "Фуршет" как раз во время кризиса 1998 года. Тогда недвижимость обесценилась, и бизнесмены массово скупали закрывающиеся, обанкротившиеся заводы и универсамы. Компания брала заводы в аренду, переделывала их и затем сдавала в субаренду под торговый центр, а ее магазины становились якорными арендаторами в ТЦ. Так, "Фуршет" на Ярославовом валу находится на территории бывшего завода, магазин на Окружной – бывшего "Электронмаша", на Выдубичах – деревообрабатывающей фабрики.

Сейчас "Фуршетом" управляют менеджеры, которые работали еще в первом магазине группы. Например, гендиректор сети Александр Янишевский был в первом "Фуршете" администратором. Сейчас сеть объединяет 106 супермаркетов в Украине и 4 в Молдавии, годовая выручка группы в 2007 году – $836 млн. В прошлом году 20% акций сети купил один из крупнейших мировых ритейлеров – французская Auchan Group. Сделка стала абсолютной неожиданностью для украинского и даже французского рынков – впервые за свою многолетнюю практику Auchan вышла на новый рынок, купив неконтрольную долю местного игрока. В собственности "Фуршета" – много земельных участков, налаженные связи и административный ресурс в Киеве (на тот момент Игорь Баленко был депутатом Киевсовета), объясняли тогда действия Auchan эксперты. По оценкам финансовых аналитиков, сумма сделки могла составить приблизительно $126,5 млн.

Оптом в розницу

В 1997 году взяла свое начало и крупнейшая на сегодняшний день сеть в Украине Fozzy Group. Оптовую компанию Fozzy основали в Киеве в середине 1990-х четверо школьных друзей, выпускники Днепропетровского металлургического института,– Владимир Костельман, Олег Сотников, Роман Чигирь и Юрий Гнатенко. Они занялись мелкооптовыми поставками чая и кофе, а потом переехали в Киев и открыли в городе Вишневое под Киевом магазин Fozzy Cash & Carry (оптовый склад с открытой выкладкой). В 2001 году появился первый супермаркет "Сильпо", и сеть начала активно развиваться. Но в 2003 году у компании появились проблемы с налоговой, и практически год ритейлер не развивался, отбиваясь от всевозможных проверок, вспоминает господин Ланецкий. Причиной пристального внимания налоговиков к компании участники рынка называют конфликт с одним из высокопоставленных чиновников из-за сети гастрономов "Днепрянка" в левобережной части Киева.

Тем не менее проблемы не помешали Fozzy Group стать крупнейшей на сегодняшний день по количеству магазинов и торговому обороту компанией страны. Во многом партнерам помог опыт работы в дистрибуторском бизнесе – Владимир Костельман, например, очень хорошо разбирается в логистике и продуктах, говорят его конкуренты. Сейчас продуктовая сеть Fozzy Group объединяет 149 супермаркетов "Сильпо", 4 оптовых гипермаркета Fozzy формата Cash & Carry и 128 "магазинов у дома" "Фора". Выручка группы в прошлом году составила $1,5 млрд (+44,8% к 2006 году). По данным российского журнала SmartMoney, 51% Fozzy Group принадлежит Владимиру Костельману, по 23% – Олегу Сотникову и Роману Чигирю, еще 3% – Юрию Гнатенко.

Кризис в помощь

Активное развитие сетевой продуктовой розницы в Украине началось в 2001 году: именно тогда в Киеве открылся первый супермаркет "Сильпо", а на Железнодорожном шоссе – первый классический супермаркет – "Велика кишеня", в котором были и современное оборудование, и хороший ремонт. "Основатель и основной владелец сети 'Велика кишеня' Роман Лунин приехал в Киев из России с $30 тыс.,– рассказывает Александр Ланецкий.– Он выкупил блокирующий пакет Киевского внедренческого инновационного завода автоматики (КВИЗА.–Ъ) и на его базе создал дочернее предприятие КВИЗА, которое брало в аренду помещения завода. Там был открыт первый супермаркет. Полтора года он обкатывал модель и в конце 2003 года открыл сразу четыре магазина".

 Сеть "Велика кишеня" первой среди украинских ритейлеров использовала инвестиционный капитал для финансирования своего развития. В июне 2006 года Международная финансовая корпорация (IFC) предоставила компании кредиты на сумму порядка $100 млн. А в сентябре 2006 года группа провела частное размещение 23% акций своего девелоперского подразделения за $37 млн, в этом году – еще 11% за $77,8 млн. Сейчас компания объединяет более 40 магазинов в Украине и 7 в Молдавии, выручка в прошлом году – около $556 млн.

Жесткая ниша

Еще одним крупным игроком на рынке является днепропетровская сеть "АТБ-маркет" – единственный ритейлер, специализирующийся на дискаунтерах и поэтому не имеющий сильной конкуренции со стороны других операторов.

Розничная сеть была основана еще в 1993 году и состояла из шести гастрономов; в 1999 году компания, развивающая ее, получила название "АТБ-маркет" (ранее – "Агротехбизнес"). В 2001 году гастрономы АТБ были реорганизованы в магазины самообслуживания формата "дискаунтер" с ассортиментным рядом до 2,5 тыс. наименований. Сейчас сеть объединяет 278 магазинов в 83 городах Украины, выручка в прошлом году – $1,065 млрд. Компанию основали Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун (владеют компанией в равных долях).

Об этих бизнесменах почти ничего не известно. Ритейлеры рассказывают, что они начинали традиционно по тем временам – с аграрных поставок: поставляли колхозам комплектующие сельхозтехники и бензин, а бартером получали сельхозпродукцию, которую потом продавали оптом и в розницу. По данным участников рынка, первые торговые точки предприниматели получили, когда кто-то из партнеров не смог рассчитаться с ними за поставленный товар и предложил взамен магазины.

Модный бизнес

В 2001-2002 годах ритейл стал массово развиваться, говорит Александр Ланецкий: "Дальше все было лавинообразно, как раз жизнь в государстве наладилась, люди стали получать зарплаты, росла экономика". "Особенно активно сети начали расти после 'оранжевой революции' в 2004 году. Тогда весь мир увидел, что есть такая страна Украина, в которой живут 47 млн человек, у которых есть деньги. Это заметили и инвесторы,– вспоминает Андрей Пивоварский.– Рост украинского ритейла был впечатляющим. В среднем за последние пять лет рынок рос на 23-24% ежегодно".

Среди первых крупных иностранных ритейлеров, заметивших Украину,– немецкая Rewe Group (сеть Billa) и один из крупнейших ритейлеров в мире Metro Group. Впрочем, Billa с момента выхода на рынок так и не вошла в топ-5 игроков рынка. Одной из причин этого его участники называют то, что продукты в сети были слишком дорогими для украинского потребителя – маржа достигала 30%, тогда как наценка в магазинах украинских ритейлеров – в среднем 15-17%. Абсолютно по-другому рынок воспринял выход в Украину мирового гиганта Metro Group (выручка в прошлом году – 64,3 млрд евро). В 2003 году компания открыла в Киеве первый гипермаркет Metro формата Cash & Carry. Выход в каждый новый регион был для ритейлера проблемой – местные игроки, используя админресурс, мешали компании арендовать земельные участки и строить новые объекты. Так, в Киеве землю группе выделили только после личного указания тогдашнего президента Леонида Кучмы. Блокировали выход ритейлера во Львове, Днепропетровске и Запорожье.

Однако сеть с очень низкими ценами на товары имела огромный успех среди потребителей, это был новый формат торговли для Украины. С 2003 года Metro открыла 21 гипермаркет, инвестировав 400 млн евро. Выручка украинского подразделения компании в прошлом году достигла 818 млн евро.

Помимо Metro и Billa, в Украину вышли такие сети, как голландская Spar, российские X5 Retail Group, "О`кей", "Вестер", "Мосмарт", Ritzio Group, сербская Delta Maxi Group, французская Auchan и еще одно подразделение Metro – сеть гипермаркетов Real. Ритейлом заинтересовались также крупные финансово-промышленные группы и непрофильные инвесторы: инвестфонд EastOne Виктора Пинчука создал совместное предприятие с российской продуктовой сетью "Мосмарт", сеть "Амстор" развивают собственники "Запорожстали" Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер, а в прошлом году ритейлом занялся владелец СКМ Ринат Ахметов – он развивает сеть продуктовых магазинов "Брусныця". Бывшие акционеры крупнейшего украинского производителя соков "Сандора" Игорь Беззуб и Раймондас Туменас, выручив $678,7 млн от продажи компании американской PepsiCo, решили продолжать свой бизнес на рынке продуктового ритейла в Украине (партнеры основали компанию BT Invest). А совладельцы компании "Евротэк" Михаил Весельский и Василий Яницкий после продажи своего маслоэкстракционного бизнеса основали сеть продуктовых магазинов "Фреш маркет". Но, в отличие от рынков других стран Восточной Европы, до массовой экспансии зарубежных ритейлеров и консолидации рынка Украине еще далеко.

Отложенный интерес

Сейчас сетевых игроков в Украине более 30 (занимают около 15% рынка). По данным Госкомстата, в 2007 году розничный товарооборот в Украине в реальных показателях составил 175,1 млрд грн (+40,5% к 2006 году). На долю крупнейших пяти игроков пришлось всего 12% от общего оборота, тогда как в странах Восточной Европы этот показатель достигает 15-30%, Западной Европы – 60-90%. Лидером по объемам является Киев (19,1% рынка). До насыщения рынка Украине еще далеко – на 1000 жителей в нашей стране приходится лишь 1,7 торговой точки, тогда как в Польше – 10, а в Венгрии – 16.

Между тем разразившийся финансовый кризис сильно ударил по украинским ритейлерам, которые резко сократили свое развитие. Закредитованные под завязку компании ищут пути выхода из сложившейся ситуации, даже крупным сетям нечем рассчитываться с кредиторами и поставщиками. О продаже сетей или их части уже заявили луцкие продуктовые сети "Наш край", "Пакко" и "Агроконтракт", "Амстор" и "Большая ложка" (см. Ъ от 11 ноября). Но уже сейчас ясно, что Украина не так интересна иностранным инвесторам – если предыдущие три года в престижном рейтинге А.T. Kearney она входила в пятерку самых привлекательных стран для инвестиций в ритейл, то в этом году она опустилась на 17-е место. Скорее всего, следующий год покажет, кто на нашем рынке действительно крупнейший и сильнейший.

________________________________________ Динамика розничных продаж в Украине, млрд грн

январь 2007 года 18,169 февраль 2007 года 18,47 март 2007 года 22,612 апрель 2007 года 23,111 май 2007 года 23,964 июнь 2007 года 24,48 июль 2007 года 30,253 август 2007 года 28,659 сентябрь 2007 года 27,708 октябрь 2007 года 32,89 ноябрь 2007 года 30,364 декабрь 2007 года 38,045 январь 2008 года 27,344 февраль 2008 года 28,835 март 2008 года 33,69 апрель 2008 года 35,407 май 2008 года 37,066 июнь 2008 года 37,338 июль 2008 года 41,93 август 2008 года 43,054 сентябрь 2008 года 40,307 октябрь 2008 года 44,597

Источник: ИК "Ренессанс Капитал"

________________________________________ Прирост розничного товарооборота в странах СНГ в 2007 году, %

Украина Белоруссия Азербайджан Россия Казахстан Армения Киргизия Молдавия Таджикистан в среднем по СНГ 28,3 15,3 15,3 15,2 10 10 9,4 8 5,2 16

Источник: Госкомстат

________________________________________ Крупнейшие украинские ритейлеры по валовой выручке, $ млн

Компания Сеть 2006 год 2007 год прирост, % Fozzy Group "Сильпо", "Фора", Fozzy, "Будь здоров", "Белая ромашка" 1036 1500 44,8 "Метро Кеш энд Керри Украина" Metro Cash & Carry 810 1202 48,4 "АТБ-маркет" АТБ 488,2 1056,4 116,4 "Фуршет" "Фуршет", "Фуршет-гурман" 609,9 870,7 42,8 "Квиза Трейд" "Велика кишеня", "Просто-маркет" 403 556,1 38 "Амстор" "Амстор" 346,5 554,5 60 "Таврия-В" "Таврия-В" 172 286,2 66,4 "Пакко" "Вопак", "Пакко" 139,2 235 68,8 "Эко" "Эко-маркет" 114 220 93 "Интермаркет" "Арсен", "Барвинок", "Интермаркет Cash & Carry" 151 211 39,7

Коммерсант

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами