Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажи снеков и однопорционных продуктов растут вместе с темпами жизни: исследование Nielsen
Розничные продажи упакованных соленых закусок — снеков и сушеных морепродуктов — выросли на 14%
Городские потребители все больше работают и учатся и все меньше готовы тратить время на приготовление полноценной еды. Вслед за ускоряющимися темпами жизни растут продажи снеков, шоколадных батончиков, однопорционных йогуртов и других продуктов для “еды на бегу”.
“Экономия времени и удобство потребления — два фактора, которые сегодня определяют основные тенденции развития продовольственного рынка и в мире, и в России, — говорит Илона Лепп, Директор Отдела продаж и обслуживания клиентов Подразделения аудита розничной торговли компании “Nielsen Россия”.
“Овсяная каша на молоке или омлет на завтрак, ежедневный неспешный домашний обед из трех блюд — все это в прошлом. Все чаще наш завтрак или обед превращаются в “перекус” тем, что можно быстро приготовить, а лучше сразу открыть и съесть, — и не исключено, что по дороге из одной точки города в другую. Изменения в ритме жизни и культуре питания городских жителей России, — и особенно это касается крупнейших городов с более высоким уровнем доходов, — стимулируют рост как традиционных снеков, так и других продуктов, которые сходным образом решают задачу быстрого утоления голода”, — говорит И. Лепп.
По данным нового исследования Nielsen “Развитие рынка упакованных снеков в России”, охватывающего период с апреля 2007 года по март 2008 года, совокупны е розничные продажи картофельных чипсов, сушеных морепродуктов, сухариков, соленых орешков и других снековых категорий выросли на 14% в стоимостном выражении, составив порядка 45 млрд. рублей.
Из крупных категорий самыми быстрорастущими стали Орехи и Снеки из морепродуктов, которые в стоимостном выражении выросли на 24% и 22% соответственно.
За какие-то несколько лет Соленые снеки из морепродуктов — молодая снековая категория и “национальное открытие” российского продовольственного рынка — практически догнала по розничному обороту в деньгах картофельные чипсы, заняв, по данным Nielsen, 30% рынка соленых закусок.
Самыми популярными у потребителей по-прежнему являются снеки из Кальмар ов (33% в натуральном выражении от розничных продаж в категории), хотя их доля снижается в пользу других видов. В этой категории потребители положительно реагируют на появление новых вариантов и вкусов.
Рис. 1 Розничные продажи соленых закусок в городской России. Данные аудита розничных продаж, проведенного Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с апреля 2007 г. по март 2008 г.
Самой большой категорией рынка упакованных соленых закусок остаются Чипсы (34% рынка в стоимостном выражении), демонстрируя устойчивый рост и в натуральном выражении, и в деньгах. За период исследования розничные продажи картофельных чипсов в России выросли на 15% по стоимости. И, похоже, потенциал для роста еще не исчерпан. В России на душу населения приходится порядка 0,6 кг. чипсов ежегодно. Для сравнения, в США и Великобритании чипсов потребляется в 10 раз больше. Из зрелых потребительских рынков ближе всех к России по потреблению чипсов находится Франция — 1,4 кг. в год на душу населения.
“Исследование Nielsen показало, что потребители готовы потреблять больше сн еков и не только в пиковые сезоны, и не только в качестве сопутствующего продукта (например, как закуску к пиву), но и в других ситуациях: чтобы быстро утолить голод”, — говорит Илона Лепп.
В поддержку наметившейся тенденции говорит тот факт, что зимой 2007-2008 года чипсы и орехи смогли избежать значительного сезонального падения, которое наблюдалось годом ранее.
Быстрый рост соленых орехов определяется фисташками, которые за последний год догнали арахис по объемам продаж в кг., а в денежном выражении закрепили свой перевес: на фисташки сегодня приходится порядка двух третей продаж упакованных соленых орехов.
“Самые быстрорастущие категории рынка соленых закусок объединяет общая тенденция — апсайзинг упаковки1, что еще раз подтверждает готовность покупателей потреблять бОльшее количество снеков и платить бОльшую абсолютную цену”, — говорит Илона Лепп.
Категория-аутсайдер быстрастущей товарной группы — Соленые сухарики, розничные продажи которых снизились на 6% в стоимостном выражении за исследованный период.
Одна из заметных тенденций развития сегмента соленых закусок — рост продаж товаров под частными марками сетей. Наибольший вес частные марки имеют в орехах (почти 6% от общего объема продаж в стоимостном выражении).
Пятерка производителей — лидеров розничных продаж — ( “Frito-Lay”, “Сибирский берег”, “Kraft”, “Бриджтаун”, “Русскарт”) занимает примерно половину рынка соленых закусок (48% в стоимостном выражении и 52% в натуральном). В то же время в период с апреля 2007 по март 2008 доля лидеров снизилась по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Как показало исследование Nielsen “Развитие рынка упакованных снеков в России”, за предпочтения и кошельки покупателей традиционные снеки конкурируют с другими продуктами, которые сходным образом удовлетворяют потребность потребителей в быстром утолении голода.
“Производителям соленых снеков необходимо принимать в расчет конкурентную ситуацию с продуктами из смежных категорий, которые могут употребляться в качестве перекуса”, — говорит И. Лепп. Исследование Nielsen показало, что ближе всего друг к другу по этой функции находятся Шоколадные батончики, Творожные десерты, Упакованное печенье, Чипсы, Питьевой йогурт”.
Рост шоколадных батончиков за период исследования составил 23% в денежном выражении и определяется большими упаковками. На рынке Молочных продуктов наиболее быстрыми темпами растут Питьевые йогурты — в том числе за счет однопорционных продуктов, содержащих пробиотики и других «продуктов для здоровья».
Постепенное превращение питьевого йогурта в “снековый” товар подтверждается ростом продаж йогуртов в небольших упаковках, который наиболее заметен в крупнейших городах. По данным исследования Nielsen, доля питьевых йогуртов в упаковке ДО 0,5 л. на уровне 24 крупнейших городов России выросла с 44% до 56% от общего объема продаж в натуральном выражении. В Москве их доля еще выше — 67%. Рост доли за период исследования составил 11 п.п. (процентных пунктов)!
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование Nielsen “Развитие рынка упакованных снеков в России” базируется на данных аудита розничных продаж снековых категорий в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с апреля 2007 по март 2008 года. В рамках исследования были изучены розничные продажи и динамика потребительских предпочтений в ключевых категориях товарной группы “Упакованные соленые закуски”, включая картофельные чипсы, сушеные морепродукты, сухарики, соленые орешки, экструдеры, соленые палочки , а также отдельных категориях продуктов питания, которые сходным образом удовлетворяют потребность потребителей в “перекусе” — кондитерских изделий, молочных продуктов, лапши и порционной еды быстрого приготовления.
О компании
The Nielsen Company является мировым лидером в сфере информационных и медиа-услуг и обладает признанными брендами-лидерами в таких областях, как маркетинговая информация (ACNielsen), медиа-информация (Nielsen Media Research), онлайн аналитика (NetRatings and BuzzMetrics) медиа -бизнес (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek и др.). В портфеле его брендов — целый ряд крупных выставок.
Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом, имеет подразделения более чем в 100 странах мира и обладает штатом сотрудников, численность которого превышает 44000 человек. Центральные офисы компании расположены в Харлеме в Нидерландах и Нью-Йорке в США.
Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?