Декоративное изображение
1 054

Поделиться

Продажи "Очаково" сократились в 2006 году на 7% при росте рынка в 10%

Последний крупный независимый производитель пива “Очаково” продолжает сдавать позиции. На фоне прошлогоднего роста пивного рынка почти на 10% продажи московской компании за год сократились на 7,1%. Увеличить выручку “Очаково” помог квас, но, теряя позиции на пивном рынке, компания лишает себя возможности получить премию при продаже стратегическому инвестору, указывают эксперты.

Сегодня “Очаково” опубликует финансовые итоги 2006 г. по РСБУ. “Ведомостям” удалось ознакомиться с ключевыми финансовыми показателями компании. Прошлый год оказался для “Очаково” противоречивым: компания увеличила выручку на 12% до 7,1 млрд руб., а чистую прибыль — на 53% до 232 млн руб. Итоги 2005 г. были менее утешительными: выручка упала на 11% до 6,3 млрд руб.

Локомотивом роста оказалось безалкогольное направление — продажи напитков и кваса выросли на 47,7% до 16,8 млн дал. “Стремительный рост обусловлен изменением предпочтений, потребитель переключается на натуральные здоровые продукты. При этом категория новая, и конкуренция в ней слабая. У нас есть преимущество — сильная дистрибуция”, — указывает директор по маркетингу “Очаково” Алексей Фролов. По данным “Бизнес Аналитики”, доля компании на рынке газированных безалкогольных напитков в Москве увеличилась с 7,3% до 8,8%.

По данным компании “Дека” (марка “Никола”), объем рынка кваса в 2006 г. составил 36 млн дал. Потенциал для роста у рынка кваса огромен: в 1992 г. производство составляло 80 млн дал, говорит директор по маркетингу и продажам “Деки” Никита Волков. В этом году он ожидает 50%-ного роста сегмента.

А вот основное для “Очаково” направление — пивное — подкачало. Продажи в этой категории второй год подряд сокращаются: в 2005 г. — на 4,4%, в прошлом — уже на 7,1%. Усугубили показатели высокие темпы роста пивной отрасли: по данным Росстата, производство пива в 2006 г. в России выросло на 9,8% (в 2005 г. на 6,5%). Сокращается доля компании и в денежном выражении: по данным “Бизнес Аналитики”, компания контролировала 5% в 2004 г., 4,3% — в 2005 г., 4% — по итогам 2006 г. “В прошлом году резко выросли тарифы на железнодорожные перевозки. Конкурировать с местными производителями в отдаленных регионах от наших производств [Москва, Краснодар и Пенза] стало сложно. Поставки пива на Дальний Восток вообще вынуждены были остановить”, — указывает Фролов. В конце мая “Очаково” собирается запустить завод в Тюмени, с продукцией которого планирует возобновить продажи на Дальнем Востоке.

Фролов считает, что “Очаково” подвела ставка на массовый сегмент: “Львиная доля продаж приходится на ПЭТ-упаковку, а этот сегмент в прошлом году сокращался”. Теперь компания делает упор на премиальные сорта в стеклянной бутылке — “Столичное” и “Очаково Премиум” и уже по итогам I квартала их продажи выросли на 10%, говорит Фролов. Но и это медленнее, чем для рынка в целом: по данным Росстата, в I квартале 2007 г. рынок вырос на 28%.

Экспертов разочаровали показатели “Очаково”. “В будущем сегмент кваса может привлечь внимание крупных западных компаний — Coca-Cola и Pepsi. Тогда может повториться ситуация пивного рынка, и "Очаково" потеснят иностранцы”, — предупреждает аналитик “Центринвест Груп” Андрей Рожков. По его словам, рентабельность производства кваса по EBITDA составляет 15-27%, а для пива у лидера рынка — “Балтики” — этот показатель находится на уровне 30-32%.

Аналитики советуют владельцам компании выходить из бизнеса. “Очаково” традиционно сильно в крупной ПЭТ-упаковке, сейчас этот сегмент атакуют крупнейшие конкуренты. Лучшим вариантом для развития “Очаково” могла бы стать его продажа“, — рассуждает начальник отдела фундаментального анализа ФК “Открытие” Наталья Мильчакова. “На долю независимых пивоваров приходится 14%, "Очаково" — крупнейший среди них. Удручающие показатели лишают их возможности получить премию при продаже от международных компаний”, — сетует аналитик “Уралсиба” Антон Никитин.

Московский пивобезалкогольный комбинат “Очаково” — крупнейший производитель пива без участия иностранного капитала. Выпускает также квас, вино, слабоалкогольные и ликероводочные напитки. Выручка за девять месяцев 2006 г. — 5,8 млрд руб., чистая прибыль — 311,5 млн руб. Акционеры компании — Алексей Кочетов (38,06%), Нина Метленко (23,86%), Инна Кочетова (16,25%) и Вячеслав Меркулов (5,84%). По итогам 2006 г. доля компании на пивном рынке составила 4,8%.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами