Декоративное изображение
2 930

Поделиться

Продажи мобильников в РФ могут в 2009 году упасть на четверть

Объем продаж сотовых телефонов в России может сократиться по итогам 2009 года на 25-30%, до 24 млн трубок, прогнозируют эксперты. Снижение потребительского спроса со стороны населения, укрепление доллара и евро по отношению к рублю, а также фактический отказ банков выдавать кредиты на покупку телефонов приведут к тому, что показатель реплейсмента (покупка телефона на замену существующего) вернется на уровни трехлетней давности.

По прогнозу аналитической компании Mobile Research Group (MRG), в 2008 году в России было продано около 32 млн сотовых телефонов в розницу. Согласно данным крупнейшего российского ритейлера — компании "Евросеть", в 2007 году продажи составили 32,45 млн телефонов (в 2006 году — 29,3 млн штук), то есть в прошлом году рынок впервые за свою историю стагнировал.

По мнению ведущего аналитика MRG Эльдара Муртазина, рынок подкосил последний квартал и особенно декабрь прошлого года, ранее традиционно наиболее успешный для ритейлеров. По его данным, вместо ожидаемых 7,5 млн сотовых телефонов в декабре было продано всего 4,1 млн (общие продажи за четвертый квартал оцениваются в 10,2 млн штук). Снижение уровня продаж он объясняет тем, что банки фактически перестали выдавать товарные кредиты сетям, а также падением потребительского спроса на 30%, которое в некоторых регионах достигло 70%. "До сих пор около четверти телефонов в России покупалось в кредит, их отсутствие приведет к снижению продаж телефонов в 2009 году на 25%, до 24 млн штук",— прогнозирует господин Муртазин.

Прогноз близок к истине, соглашается директор по маркетингу третьего по количеству салонов сотового ритейлера "Цифроград" Андрей Набатчиков. "Помимо сокращения потребительского кредитования и снижения покупательской активности, на снижение темпов роста рынка повлияет сокращение числа активных игроков",— добавляет пресс-секретарь сети "Телефон.ру" (входит в топ-5 ведущих сетей) Людмила Игнатьева. По оценкам представителя второго по величине сотового ритейлера ГК "Связной", в 2009 году продажи снизятся примерно на 20%.

Другие оценки рынка приводит независимый аналитик, преподаватель Академии народного хозяйства Владимир Богданов (в 2002-2007 годах вице-президент по маркетингу "Евросети"). По его версии, в прошлом году было продано 36,34 млн штук сотовых телефонов. Он ожидает, что в 2009 году в России будет реализовано 27,2 млн телефонов, что, впрочем, тоже означает падение по сравнению с показателями прошлого года на 25%. По мнению господина Богданова, одним из негативных факторов, влияющих на уровень продаж, станет рост курса доллара по отношению к рублю. Так, по его прогнозу, в 2009 году средняя цена сотового телефона в долларовом выражении снизится до $165 с $206, но в пересчете на рубли она вырастет на 600 руб. и составит 5,7 тыс. руб.

Пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова говорит, что ее компания еще не подвела итоги продаж 2008 года, однако ритейлер согласен с прогнозом, что в 2009 году снижение продаж может достигнуть 25-30%. "Если говорить о "Евросети", то мы планируем в условиях общего падения продаж существенно увеличить свою долю рынка. Естественно, у нас будет падение выручки за счет снижения средней цены телефона, но в штучном выражении следующий год не будет существенно отличаться от этого",— надеется госпожа Аристова.

Ведущий консультант-аналитик J`son&Partners Сергей Савин полагает, что по пессимистичному прогнозу объем продаж телефонов может снизиться на треть и вернется к уровню 2008 года лишь в следующем году: "Конечные цифры будут зависеть от того, увеличатся ли сроки реплейсмента (покупка телефона на замену существующего)",— говорит он. По его данным, сейчас в крупных городах сроки реплейсмента составляют около 18 месяцев, а в целом по России — два года. По оценке Андрея Богданова, средний срок замены телефона в 2009 году увеличится до 3,8 года, то есть вернется на уровень 2004-2006 годов.   Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами