Декоративное изображение
1 934

Поделиться

Продажи машин могут упасть почти на четверть

Авторынку предсказали аварию

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), зафиксировав спад продаж автомобилей в России в 2014 году на 10%, до 2,5 млн штук, вчера напугала отрасль, пообещав ей в 2015 году снижение продаж сразу на 24%. Впрочем, в предыдущие годы прогнозы ассоциации были скорее консервативны и предсказывали меньшие темпы роста, чем оказывалось на практике. В отрасли отмечают, что ситуация в экономике слишком неопределенная и прогнозировать продажи пока практически бессмысленно, но ряд участников рынка либо согласны с пессимизмом АЕБ, либо ожидают даже большего падения. По мнению аналитиков, при пессимистическом сценарии спад продаж может составить и 30%.

Продажи новых легковых машин и LCV в России в 2014 году сократились на 10,3%, до 2,49 млн машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса. В начале минувшего года АЕБ прогнозировала, что рынок практически не снизится относительно 2013 года и будет на уровне 2,73 млн автомобилей, но на фоне негативных результатов первого полугодия в июле ассоциация пообещала годовое падение на 12%, до 2,45 млн машин. В итоге годовой объем продаж оказался чуть лучше благодаря резкой активизации спроса в декабре из-за курсовых колебаний, госпрограммы утилизации и новогодних акций: за месяц были куплены рекордные 270,65 тыс. машин, на 2,4% больше, чем годом ранее. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что прошлый год ознаменовался «сильным финишем», но все равно останется «годом разочарований» для российского автопрома.

Отечественный рынок смог четвертый год подряд остаться вторым по объему в Европе после Германии, но только Россия проявила негативную динамику, упав практически до объема рынка Британии (2,48 млн машин).

В этом году АЕБ ждет лишь ухудшения ситуации: господин Шрайбер в ожидании «надвигающейся рецессии» прогнозирует сокращение продаж на 24%, до 1,89 млн машин. Этот прогноз значительно жестче ожиданий Минпромторга, где ориентируются на снижение автопроизводства порядка 10%. Впрочем, прогнозы ассоциации далеко не всегда сбываются: так, на 2013 год АЕБ прогнозировала продажи 2,95 млн машин, практически на уровне 2012 года, но в итоге рынок упал на 5%, до 2,77 млн автомобилей. До этого прогнозы были консервативнее реальных результатов: на 2012 год АЕБ предсказывала рынок на уровне 2,8 млн автомобилей (на практике был рост на 11%), а в 2011 году – 2,24 млн машин против проданных 2,65 млн автомобилей. В 2010 году АЕБ ожидала, что будет продано 1,5 млн машин (чуть больше, чем в 2009 году), даже с учетом господдержки, но он вырос на 30%, до 1,9 млн штук.

Но не все автопроизводители согласны с АЕБ. Советник гендиректора ООО «Скания-Русь» Андрей Чурсин уверен, что прогнозировать итоги года сейчас бессмысленно, а текущие пессимистичные прогнозы зависят не столько от объективных причин, сколько от «настроения в обществе и градуса негатива экономических новостей». Директор департамента корпоративных продаж ГК «Автоспеццентр» Андрей Храмов надеется на увеличение продаж ближе к третьему кварталу 2015 года, связанное со стабилизацией курса валют, и верит, что падение по году будет меньше 24%. По мнению главы дилерского центра Rolls-Royce компании «Авилон автомобильная группа» Вагифа Бикулова, массовый сегмент может упасть на 8–15%. Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон от прогнозов воздержался, но во вчерашнем интервью “Ъ” отметил, что «если весь рынок будет не больше 1,7 млн машин по году, то у отрасли будет очень много проблем».

С прогнозом АЕБ согласен гендиректор «Фольксваген Групп Рус» Маркус Озегович, но он также подчеркнул, что сейчас предполагать что-либо сложно из-за «непредсказуемости внешних факторов», таких как цены на нефть и курсы валют. А один из собеседников “Ъ” среди автопроизводителей вовсе полагает, что прогноз АЕБ «слишком оптимистичный»: «Учитывая происходящее в экономике, падение может быть еще хуже». В Renault согласны с прогнозом АЕБ и не видят факторов, способствующих наилучшему развитию рынка: объема господдержки для «спасения» ситуации недостаточно, а цены на машины повышаются, коррелируя с ростом курса валют.

Базовый прогноз по 2015 году – падение на 15%, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», но его пессимистический вариант даже хуже, чем у АЕБ,– 30%. Для оптимистического сценария в 10% спада нужны значительное улучшение экономики, укрепление рубля и снижение кредитной ставки, замечает он.

Яна Циноева, Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами