В этом году впервые за долгие годы российский рынок кваса показывает отрицательную динамику развития. За первое полугодие российский рынок просел на 5,8%, а в целом за 2011 год снижение может составить 14—15%, говорится в материалах маркетингового агентства Canadean. Производители, ожидавшие в начале лета заметного увеличения продаж (см. РБК daily от 01.06.11), теперь объясняют падение рынка погодными условиями — нынешнее лето не такое жаркое, как предыдущее, — а также снижением рекламной активности.
В этом году накануне летнего сезона производители безалкогольных напитков заметно увеличили производство и заполнили склады своей продукцией. Но, похоже, лето не оправдало их надежд. Российский рынок кваса после бурного прошлогоднего роста в первом полугодии 2011 года снизился на 5,8% по сравнению с тем же периодом 2010 года, до 26,4 млн декалитров. Как говорится в материалах маркетингового агентства Canadean, если в первом квартале текущего года рынок кваса снизился на 2%, то во втором квартале падение ускорилось до 7,5%.
По данным аудита розничной торговли Nielsen в городской России (города с населением свыше 10 тыс. человек), категория кваса за период с июля 2010 года по июнь 2011 года в натуральном выражении выросла на 44%. Однако в первом полугодии 2011 года, по данным Nielsen, в городской России объем рынка снизился на 2,3%. А в 24 крупнейших городах России падение было еще более заметным — 8,5%.
Основной причиной текущего падения объемов рынка директор по маркетингу компании «Дека» Наталья Старшинова называет погодный фактор: «В этом году температура воздуха снизилась в среднем за лето на один градус в Петербурге и почти на 2,5 градуса в Москве. При этом количество дней с осадками возросло вдвое».
По словам представителя московского комбината «Очаково» Анастасии Кокониной, после прошлогоднего взрывного роста в этом году особого увеличения продаж никто и не прогнозировал. «Нашей задачей было скорее сохранить уровень продаж прошлого года, что нам и удалось, хотя итоги подводить рано и за окном по-прежнему теплая погода», — добавляет она.
Еще одной причиной общего падения продаж г-жа Старшинова называет снижение рекламной активности производителей. «К примеру, показатель TRP (этим показателем измеряется объем закупленной рекламы) снизился на 20% по сравнению с 2010 годом. А снижение рекламных усилий также влечет снижение потребления», — отмечает она.
Среди брендов в первой половине текущего года свои рыночные позиции, по данным Canadean, укрепили «Русский дар» (PepsiCo), а также «Большой квас», «Никола» и «Степан Тимофеевич» («Дека»). Директор по коммуникациям компании PepsiCo Александр Костиков, комментируя продажи кваса «Русский дар», подтвердил, что объемы реализации увеличились, однако темпы роста оказалась ниже ожидаемых.
В то же время, по данным Canadean, свои позиции теряют квас «Очаковский» (МПБК «Очаково») и «Кружка и бочка» (Coca Cola). Между тем г-жа Коконина утверждает, что по итогам первого полугодия квас «Очаковский» сохранял лидерство на рынке, занимая 25% в целом по России и 63% по Москве.
Позиции кваса «Хлебный край» («Балтика») постоянно колеблются, отмечает в исследовании Canadean. В свою очередь «Балтика», ссылаясь на данные Nielsen, говорит о росте рыночной доли своего бренда на 1,4%.
Учитывая аномальную жару 2010 года, нелогично считать прошлогоднюю динамику роста рынка как тенденцию, подчеркивает г-н Костиков. Однако если убрать это фактор, то в этом году получается вполне стабильный рост, добавляет он. По оценке г-жи Старшиновой, если рассматривать 2010 год без учета аномально жаркой погоды, то в 2011 году рынок кваса вырастет на 4—5%.
RBCdaily