Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажи книг продолжают снижаться
Согласно опубликованным недавно исследованиям Роспечати, объем книжного рынка России за прошедший год сократился на 8%, а время, которое взрослый россиянин тратит на чтение литературы, составляет 9 минут в день.
Скидка в 50% на весь ассортимент, установленная в магазинах сети «Топ-книга», спровоцировала настоящий бум интереса к книгам и канцтоварам
— очереди стояли даже в обеденное время будних дней. Смущал, однако, повод, по которому эта распродажа была устроена — ликвидация магазинов крупнейшего книжного ритейлера России. Сейчас почти все они закрыты для покупателей, их будущее, как и будущее самой компании, предсказать крайне сложно. Средства, вырученные от распродажи, пойдут на оплату долга Сбербанку, пишет тем временем в своем блоге «От гаража до психбольницы» владелец компании «Аристотель» (магазины BookLook, «Иван Федоров», «Плиний Старший» и др.), а также акционер «Топ-книги» Михаил Трифонов.
Ситуация, в которой находится крупнейший игрок книготоргового рынка страны, — весьма убедительный аргумент для тех, кто любит рассуждать о падении интереса россиян к чтению. Апеллировать можно и к статистике Роспечати — организация регистрирует это второй год подряд.
— Мы понимаем, что книжный рынок сокращается, а читают люди все меньше еще со времен распада СССР. В какой-то степени падение продаж книг связано с кризисом, повлияло и развитие Интернета, — считает директор магазина «КапиталЪ» Ильдар Яркимбаев.
— Бумажные книги в официальной торговле дико дорогие, так что тысячу раз подумает человек о том, покупать книгу или пополнить свою потребительскую корзину. Продвинутые пользователи знают о существовании ридеров, поэтому 8% это еще мало. Будет больше. Бумага не умрет в ближайшие 50 лет, она просто займет свою нишу — как виниловые пластинки, — утверждает куратор книжной лавки «Собачье сердце» Михаил Трифонов.
Главная претензия тех самых покупателей, не желающих приобретать бумажные книги, — высокие цены, установленные магазинами. И если на новинки и бестселлеры ритейлеры охотно вешают специальные щадящие ценники, то с менее востребованной литературой такое случается гораздо реже. Ильдар Яркимбаев полагает, что «Топ-книга», «Аристотель», «Читай-город» и другие сети в ближайшее время начнут снижать цены.
— Книжники начали понимать, что книга — не роскошь. Раньше считали, что это товар, не эластичный в цене: покупателю не важно, сколько стоит книга, если она ему нужна, то он придет и купит. В результате, у людей сформировалось отторжение. Полагаю, есть смысл ждать перемен, — предсказывает директор магазина «КапиталЪ».
— Я думаю, что в Интернете найдутся люди, которые и 20 рублей за книгу назовут неоправданно высокой ценой, — возражает Трифонов.
Еще одной потенциальной угрозой продажам бумажных книг называют распространение ридеров — портативных устройств, предназначенных специально для чтения электронных текстов. Лежащая в основе таких устройств технология e-Ink позволяет получить изображение, для человеческих глаз мало отличимое от обычной бумаги. Ридеры (также часто называемые электронными книгами) уже сейчас продаются не только в магазинах бытовой техники, но и в книжных. Кроме того, рост качества экранов портативных устройств позволяет все большему числу людей с комфортом читать книги с мобильных телефонов и планшетов. Роспечать отмечает, что продажи книг в текстовых форматах через Интернет за последний год выросли в два раза — до 60,72 миллиона рублей. Однако стоит отметить, что это пока менее 0,1% всего книжного рынка.
Эксперты, впрочем, большой угрозой ридеры не считают.
— Если они и вытеснят бумажные книги, то не раньше, чем через несколько десятков лет, — полагает Яркимбаев. — Интегрируются они у нас очень медленно, плюс американский опыт показывает, что электронные книги отлично уживаются с традиционными. Кроме того, авторы часто выкладывают свои произведения в Интернет, позволяя бесплатно качать их в ридер, а потом они даже лучше продаются в бумажной форме.
— Сами по себе ридеры не угроза, — соглашается Михаил Трифонов. — Все дело в том, как в эти устройства поступает контент. Если он получен легальным путем, произведены необходимые отчисления и ничьи права не нарушены, то все нормально. Если книга просто скачана из Интернета — это уже проблема.
Распространение и скачивание книг с помощью Всемирной сети владелец компании «Аристотель» назвал воровством и причиной упадка книжного ритейла.
Оценивая будущее сегмента книготорговли, Трифонов утверждает, что регресс будет продолжаться. По его мнению, средних магазинов станет гораздо меньше, тяжелее придется и большим сетям. «Возможно, в некоторых городах останется всего по одному книжному магазину. Многие начнут продавать не только книги, но и множество сопутствующих товаров — ту же электронику», — предполагает он. «В книжный магазин будут приходить за штучным товаром, человек будет знать, что именно здесь он найдет то, что ему надо. Поэтому сети умрут под тяжестью огромных условно-постоянных расходов, а мелкие точки останутся, потому что добрые и любят каждого покупателя», — считает Фаустов. Ильдар Яркимбаев также отмечает, что независимые магазины должны будут помогать мелким издательствам — крупные сети, например «Читай-город», уже связаны договорами с большими издательствами вроде «Эксмо» и АСТ. Но сколько бы ни было опасений за будущее книжного рынка, перспективам чтения как такового, похоже, ничто не угрожает. Падает не интерес к книгам, говорит Михаил Трифонов, падают продажи бумажных книг в магазинах.
— Совсем читать не перестанут, — уверен Яркимбаев. — Цифры можно интерпретировать по-разному, зато я точно знаю, что к нам сегодня заходит много молодежи. Думаю, местам, ведущим грамотную политику, бояться нечего.
— Из самой читающей в метро страны мы превратились в страну самую читающую в метро дисплеи своих смартфонов. Чтение мобильного контента и чтение с экранов мониторов учету не поддается, — говорит Михаил Фаустов. — В 2020 году бумажные книги останутся, так же как с появлением видео остались кинотеатры, а театр не умер с появлением кино. Книга — это не временное изобретение вроде пейджера. Человек будет читать до тех пор, пока существуют буквы.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.