Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 678
Поделиться
Продажи импортного алкоголя достигли потолка
Россия перестала быть золотоносным Эльдорадо для ведущих мировых производителей крепкого алкоголя. Как следует из данных Федеральной таможенной службы за 2012 год (есть в распоряжении РБК daily), большая тройка игроков – Diageo, Pernod Ricard и Bacardi – теряет здесь свою долю в основных категориях спиртного, а в некоторых сегментах даже снижает физические объемы поставок. Эта тенденция связана с насыщением российского рынка и снижением роста доходов населения.
Нулевые годы стали временем бурного роста импорта крепкого алкоголя в Россию. Виски, ром, текила, джин ежегодно демонстрировали прирост на 50–60%, что дало повод некоторым западным журналистам сделать поспешный вывод о том, что россияне отказываются от водки в пользу иностранных напитков. Российские эксперты были осторожнее в оценках, указывая, что основными причинами увеличения интереса к импортному алкоголю стали, с одной стороны, рост доходов определенной группы населения, с другой – игра на понижение цен со стороны поставщиков.
Возможно, 2012-й станет последним годом, когда импортеры крепкого алкоголя в Россию демонстрировали позитивные показатели. Общий рост поставок составил 12,48 млн дал, что на 10,1% выше показателей 2011 года. По крупнейшим категориям (виски, ром, текила, джин) также зафиксирован рост, однако он несравним с темпами 2011 года. Например, поставки виски в Россию выросли на 16,87% и составили 3,89 млн дал. В 2011 году рост в этой категории достигал 66,02%. Такая же картина наблюдается и в других сегментах.
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, в подобной статистике нет ничего удивительного. «Рынок алкоголя отражает социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, – отметил в беседе с РБК daily г-н Дробиз. – Сегмент населения, который мог позволить себе платить за дорогой импортный алкоголь, перестал расти, упали и темпы роста импорта таких продуктов. Думаю, что здесь мы достигли потолка».
Еще одним фактором, свидетельствующим о замедлении рынка импортного алкоголя, являются показатели транснациональных алкогигантов, работающих в России. Большая тройка – Diageo, Pernod Ricard, Baccardi не избежали потерь доли рынка в ключевых категориях, а в некоторых сегментах сократили и объем поставок. Так, крупнейший производитель виски Diageo снизил свою долю с 35,58 до 27,68%. Фактическое снижение объемов поставок составило около 1 млн л.
Ведущий поставщик ромов Bacardi снизил свою долю в сегменте почти на 10%, сократив поставки в Россию почти на 500 тыс. л. Лидер в категории джинов Pernod Ricard снизил свою долю с сегменте на 7,9%.
По мнению эксперта рынка крепкого алкоголя Эркина Тузмухамедова, гиганты теряют свои доли под напором мелких игроков, которых привлекли на рынок сообщения о растущем спросе среди россиян на импортное спиртное. «Если раньше в России было по большому счету два рома – Bacardi и Captain Morgan, то сейчас на полках стоит куча дешевой дряни, завезенной мелкими дистрибьюторами. Эта продукция за счет своей невысокой цены отъедает долю рынка у крупных брендов», – рассказал РБК daily г-н Тузмухамедов. – Кроме того, были и стратегические просчеты: тот же Diageo в борьбе с брендом William Lawsons, принадлежащим Bacardi, начал закачивать деньги в собственные эконом-марки типа Bells. В результате соперник не был побежден, а пострадали собственные, более дорогие бренды Johnnie Walker Red Label и White Horse, потерявшие объемы продаж вследствие произошедшего каннибализма».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?