Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажи фотокамер снизились
Недорогие цифровые фотокамеры, приносящие производителям основную выручку, стремительно теряют популярность в России. С начала года вендоры потеряли 14% выручки в этом сегменте, подсчитала исследовательская компания GfK. Россияне все чаще выбирают альтернативу — смартфоны со встроенными фотокамерами.
Розничный товарооборот в сегменте «фото» в России во втором квартале 2013 года составил 27 млрд руб.— это на 15,4% ниже, чем во втором квартале 2012 года, следует из отчета GfK. Общий товарооборот рынка цифровой и бытовой техники в первом полугодии составил 594 млрд руб., что на 3,2% выше, чем годом ранее. Еще в прошлом году сегмент «фото» замедлил рост, с первого квартала 2013 года ушел в минус, а по итогам второго квартала этого года негативная тенденция усилилась, говорит эксперт GfK Rus Наталья Моржова.
По данным «Евросети», продажи фотоаппаратов в количественном выражении снизились в России на 16%, в денежном — на 12%. По итогам первого полугодия лидером рынка по продажам в штучном выражении является Nikon (32%, плюс 8 п. п. к первому полугодию 2012 года); следом идет Canon (25%, минус 1 п. п к прошлому году); потом Sony (17%, плюс 2 п. п.); Samsung (9%, минус 1 п. п.) и Panasonic (5%, за год доля сократилась на 3 п. п.). Остальные бренды занимают 12%, что на 5 п. п. ниже, чем в 2012 году.
«Падение рынка объясняется двумя тенденциями — смещением потребителей в сторону рынка смартфонов, так как сегодня большинство смартфонов обладает камерами, которые могут делать качественные снимки, и возрастающим спросом на более профессиональные модели»,— поясняет вице-президент по коммерции «Евросети» Виктор Луканин. В то же время, в интернет-магазине Ozon.ru по итогам второго квартала отметили 20-процентный спад в продажах зеркальных фотокамер, а вот продажи компактных камер, наоборот, выросли на несколько процентов, сообщила представитель компании Мария Назамутдинова. В июле—августе продажи «зеркалок» немного подросли, а компактные камеры прибавили 16%.
Российский рынок традиционно чувствителен к цене товара, большую часть оборота делает самый дешевый сегмент, говорит представитель крупного производителя электроники. «Но сегмент дешевых “мыльниц” отмирает. По сегменту дорогих компактов — стагнация. Продажи зеркальных камер растут, хотя и медленнее, чем раньше. Этим озабочены как в нашей компании, так и в конкурирующих, но, что произойдет дальше, никто сказать не может»,— говорит он. Снижение продаж в сегменте компактных цифровых фотокамер началось летом 2012 года и продолжилось в этом году, констатирует представитель Nikon Андрей Чебан. В то же время, добавляет он, продажи зеркальных фотокамер увеличились, этот рынок стал массовым.
«Неизвестно, как долго будут падать продажи компактных камер,— говорит Наталья Моржова.— Потому что даже смартфон с 12-мегапиксельной камерой не дает такого качества снимков, как компактные камеры». По ее словам, производители либо найдут аргумент для покупателей компактных камер, либо потребители, которые попробовали фотографировать смартфоном, захотят большего и снова повернутся лицом к цифровым фотокамерам. Производители не стоят на месте. Уже сейчас в угоду пользователям социальных сетей фотокамеры оснащаются функцией геопозиционирования и Wi-Fi-модулями, говорит один из собеседников “Ъ”. По его словам, в будущем камеры будут напрямую передавать снимки в соцсети. В Nikon сообщили, что ведут разработки новой продукции — например, камеры на платформе Android, и совершенствуют компактные фотокамеры с ультразумом. При этом смартфоны с мощными камерами — например, Samsung S4 Zoom и Nokia 1020 — вряд ли получат большую популярность из-за недостатков в эргономике, добавляет представитель одного из производителей фотокамер.
Владислав Новый, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.