Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 046
Поделиться
Продажи дешевых автомобилей падают
Авторынок не вписался в бюджетный сегмент
В целом весьма оптимистичные итоги работы авторынка России в 2011 году оказались серьезно омрачены тенденциями декабря. Продажи бюджетных моделей замедлились, многие показали отрицательную динамику. Автоконцерны объясняют ситуацию производственными проблемами, но дилеры и аналитики видят в этом признак нестабильности рынка. По их мнению, продажи бюджетных автомобилей продолжат снижаться и могут утянуть за собой весь рынок в целом.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в 2011 году и в декабре. По итогам года российский авторынок вырос на 39% — до 2,65 млн проданных машин (подробнее см. www.kommersant.ru). Но эти результаты в первую очередь обеспечены активным посткризисным ростом, который наблюдался в первом полугодии (на 56%), с июня продажи начали замедляться. В декабре они увеличились всего на 23%.
Сильнее всего снижение темпов роста проявилось в бюджетном сегменте автомобилей стоимостью 250–500 тыс. руб. Они начали замедляться еще осенью (см. “Ъ” от 11 октября 2011 года), но в декабре появилась уже отрицательная динамика.
Например, продажи Lada Priora упали на 20%, Lada Kalina — на 3%, а по «классике», которая в первом полугодии показывала рост на 35%, снижение составило 56%. Это сформировало в целом отрицательную динамику продаж АвтоВАЗа в декабре (снижение на 15%). Но падение спроса на эти модели было предсказуемо — все они пользовались большой популярностью в рамках завершившейся государственной программы утилизации. Более серьезным сигналом стало снижение продаж бюджетных иномарок.
Продажи Chevrolet Aveo упали на 84%, Daewoo Nexia — на 5%, Renault Logan — на 1%. Остальные недорогие иномарки существенно замедлили рост — продажи Toyota Corolla увеличились лишь на 22%, хотя еще в ноябре росли на 45%, Ford Focus — на 9% против 28% в ноябре.
Автопроизводители уверяют, что причины ухудшения ситуации — чисто производственные. В GM падение продаж Chevrolet Aveo объясняют подготовкой к запуску новой модификации этой машины на российском рынке, старая уже снята с производства, и сейчас идет распродажа оставшихся стоков. В Renault пояснили, что отрицательная динамика Logan связана с нехваткой производственных мощностей, которая возникла из-за запуска в России сборки новой модели Duster. «Спрос на Logan сохраняется, в некоторых регионах на эту модель есть очереди»,— заверили “Ъ” в компании.
Но дилеры с этим не согласны и говорят о «сохраняющейся нестабильности на рынке», из-за которой спрос смещается в сторону автомобилей более высокого ценового диапазона (от 600 тыс. руб.). «Рынки по-прежнему испытывают сильную волатильность. Начиная со второй недели декабря спрос неуклонно растет, но потребители ориентированы на высокотехнологичные модели»,— считает глава «Фаворит-Моторс» (официальный дилер Chevrolet, Kia, Peugeot, Opel) Владимир Попов. По его мнению, в 2010 году и первом полугодии 2011 года российский авторынок рос «за счет привлечения в рамках программ господдержки той категории населения, которая традиционными потребителями автомобилей не являлась».
Но теперь «этот ресурс исчерпан», поскольку программа утилизации закончилась, а банки «в качестве предкризисной меры повысили минимальную ставку экспресс-кредитования с 8% до 16% и установили высокие ограничения по рискам». «Сейчас мы вновь имеем дело с традиционной аудиторией, которая ориентирована на автомобили в ценовом диапазоне от 600 тыс. руб.», а это значит, что «фактически крупнейшие российские рынки, такие как Москва и Петербург, для машин бюджетного класса потеряны», полагает дилер. Он уверен, что без «очередной поддержки со стороны государства» вряд ли в ближайшей перспективе «стоит ждать рекордных продаж от машин супербюджетного сегмента».
С этим согласен и Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», который отмечает, что сегмент бюджетных автомобилей «наиболее чувствителен к общей нестабильности на рынке» и падение спроса на эти машины отражает «ухудшающуюся ситуацию с кредитованием» и серьезные опасения потребителей. Кроме того, по его мнению, снижение продаж в сегменте говорит и о том, что дилеры учитывают опыт кризисных 2008–2009 годов, стараются заранее сокращать стоки автомобилей, поскольку «продажи в январе однозначно будут невысоки, а дальнейший спрос спрогнозировать сложно».
Михаил Пак из «Атона» тоже уверен, что бюджетный сегмент авторынка покажет еще более серьезный спад, пик которого придется на март. «Ближе к лету на общую тенденцию к замедлению спроса наложится еще и сезонное снижение продаж»,— уточняет аналитик. По его мнению, «провал» в бюджетном сегменте окажет серьезное влияние на общую динамику рынка, который в 2012 году с большой долей вероятности покажет нулевую, а то и отрицательную динамику.
Егор Попов, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?