Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажи АвтоВАЗа подскочили на 13%
В марте впервые с начала кризиса АвтоВАЗ смог серьезно увеличить продажи в России — почти на 13%. Завод сделал это благодаря запуску госпрограммы выдачи утилизационных премий, через которую он продал в марте около трети автомобилей в России. Оживление продаж АвтоВАЗа может означать, что следом оживится российский авторынок в целом.
Вчера АвтоВАЗ опубликовал итоги продаж в марте. В России они выросли на 12,98%, до 34,2 тыс. машин. Около четверти продаж (8,4 тыс. машин) прошли в рамках госпрограммы выдачи утилизационных премий. Если бы не программа, АвтоВАЗ столкнулся бы с падением сбыта.
Продажи АвтоВАЗа выросли впервые с начала кризиса. Самым тяжелым месяцем стал январь, когда было продано всего 17 тыс. машин — вдвое меньше, чем продавалось в среднем даже в кризисные месяцы. На АвтоВАЗе не раз говорили, что рассматривают программу выдачи утилизационных премий (“Ъ” под робно описывал ее 9 марта) как один из главных способов нарастить продажи. Опубликованные цифры говорят о том, что надежды оправдываются, говорит аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов. Всего АвтоВАЗ планировал продать в 2010 году с помощью программы около 100 тыс. автомобилей, то есть практически 25% от сбыта 2009 года. Заявок в рамках программы уже собрано на 83 тыс. машин.
Разработчик программы утилизации Минпромторг не скрывал, что она направлена в основном на поддержку АвтоВАЗа. Во всяком случае, спустя неделю после запуска программы министерство опубликовало данные, из которых следовало, что половина ваучеров на скидку в 50 тыс. руб. для покупки нового автомобиля выдано на покупку Lada.
На АвтоВАЗе уточняли, что наибольшим спросом пользуется самая дешевая машина — заднеприводная «классика» (в розницу стоит не более 150 тыс. руб.).
Однако положительная динамика продаж АвтоВАЗа может говорить и о том, что российский авторынок в целом начинает оживляться, отмечает господин Матевосов. По его мнению, этому способствует как программа утилизации, так и сезонный фактор. Косвенно это подтверждает и сам АвтоВАЗ, который отмечает, что по сравнению с февралем смог увеличить вдвое (до 6,35 тыс. автомобилей) продажи в более дорогом сегменте — Lada Kalina.
По пессимистичному прогнозу, в 2010 году продажи автомобилей сохранятся на уровне 2009 года (1,5 млн — вдвое меньше, чем в 2008 году).
Но аналитики PricewaterhouseCoopers отмечают, что российский рынок непредсказуем, не давая однозначного ответа, будет он расти или падать. Теперь нельзя исключать, что рынок в 2010 году может вырасти на 10–%, считает Юлий Матевосов.
Директор по маркетингу ОАО «Соллерс» Валерий Тараканов согласен, что по итогам 2010 года от российского авторынка можно ждать роста. По его оценкам, рост составит 9–%, и обеспечат его автомобили, собранные в России, которые в том числе подпадают под программу утилизации.
АвтоВАЗ также прогнозирует рост рынка и собирается продать в 2010 году 450 тыс. автомобилей (в 2009 году — около 350 тыс.), из которых 50 тыс. должны пойти на экспорт. Для этого заводу придется продавать в среднем по 41 тыс. машин в месяц, то есть продолжить наращивать продажи. Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что выйти на уровень продаж в 40 тыс. автомобилей в месяц будет крайне сложно — даже с учетом программы утилизации. Он отмечает, что в марте обычно наблюдается самый высокий по году уровень продаж автомобилей.
Дмитрий Беликов, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.