Декоративное изображение
6 148

Поделиться

Продажи автомобилей в России упали почти наполовину

Авторынок съехал на обочину

Падение продаж автомобилей в России в марте достигло 47% — это хуже, чем ситуация на рынках еврозоны и США. Производители уже открыто говорят, что мер, принимаемых властями для спасения авторынка, недостаточно. Для стимулирования продаж машин в России может быть введено подобие утилизационной премии, работающей в Европе, когда государство доплачивает частному лицу за то, что он купил новый автомобиль взамен старого. Это мера вернула к росту рынки Германии и Франции, но сработает ли она в России, неизвестно.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах автомобилей в России в первом квартале 2009 года. За январь—март они упали на 40%, за март — сразу на 47%. Лидером по итогам марта стал российский бренд Lada, самым популярным иностранным брендом — Ford. Вторая по популярности среди иностранных марок — американская Chevrolet, третья — японская Nissan. Но по итогам квартала Chevrolet сохранила первое место. Самыми продаваемыми иномарками по итогам квартала стали Ford Focus, Renault Logan и Chevrolet Lacetti.

Российский авторынок еще ни разу с начала кризиса не показывал столь серьезного падения. Рынок, который все иностранцы до кризиса рассматривали как основной на ближайшие несколько лет, теперь по скорости падения опережает США (37%). Рынок еврозоны в марте, по прогнозам, должен вообще вырасти на 6,5%. В России в марте падение усилилось (против 38% в феврале), то есть от обвала авторынок не спас даже сезонный фактор (весной продажи традиционно оживлялись).

Показательно, что с марта начали снижаться продажи не только массовых, но и премиальных брендов, которые в январе—феврале, вопреки общему тренду, еще показывали прирост. Исключением стали лишь Hummer, Cadillac и Infinity, но по первым двум сказался эффект низкой базы в марте 2008 года, считает совладелец холдинга Genser Игорь Пономарев (Infinity, по его мнению, спас маркетинг). Падение в 47% по итогам месяца дилер назвал неожиданным (прогноз был на уровне не более 36–7%).

Наиболее заметное падение показали японские Mitsubishi, Suzuki, Honda, Subaru и Toyota, что объясняется резким удорожанием японской иены к рублю. У Mazda и Nissan падение было меньшим, что позволило последней отодвинуть Hyundai на четвертое место в таблице (продажи корейской марки упали сразу на 57%). У китайских Great Wall и Chery, а также американских Chrysler и Jeep, которые были аутсайдерами еще в начале кризиса, падение теперь составляет 70–95%. Серьезный прирост продаж показывает только Volkswagen, который с начала кризиса еще ни разу не показал падения (как говорили на рынке, за счет снижения цен на автомобили). В таблице самых популярных автомобилей прирост в марте смогли показать только три иномарки (Peugeot 308, Hyundai Tucson и Kia Cee`d), а также российская «Нива».

Руководство АЕБ вчера заявило, что мер, принимаемых правительством для спасения российского авторынка, недостаточно. По мнению замглавы комитета автопроизводителей АЕБ, гендиректора «Фольксваген Груп Рус» Мартина Яна, необходимо больше работать над стимулированием спроса на автомобили и давать покупателю «больше возможности по выбору моделей, включая все автомобили местной сборки». Под этим следует понимать в том числе расширение перечня автомобилей, которые продаются населению в кредит по ставке, дотируемой федеральным бюджетом, пояснили “Ъ” в АЕБ. Фактически речь идет о том, что бюджет должен субсидировать автокредит, взятый частным лицом на покупку любого автомобиля, произведенного на территории РФ в рамках промсборки.

Госбанки уже выдают субсидируемые государством автокредиты: с прошлой недели это делают Сбербанк и Россельхозбанк, с завтрашнего дня это будет делать ВТБ. Ставка по ним не превышает 6–% (в бюджете на 2009 год заложено 2 млрд руб. на ее субсидию). Но пока льготные автокредиты выдаются на покупку только пяти иномарок: Ford Focus, Renault Logan, Skoda Fabia, Fiat Albea или Kia Spectra. Это машины, собранные в России в рамках промсборки, их розничная цена не превышает 350 тыс. руб. Из российских брендов под действие субсидий попадают все модели АвтоВАЗа (за исключением Chevrolet-Niva, которая дороже 350 тыс. руб.) и внедорожник UAZ Hunter Ульяновского автозавода (входит в ОАО «Соллерс»).

По словам одного из федеральных чиновников, «разговоры о расширении перечня поднимались, но чем они окончатся, пока непонятно». Он пояснил, что правительство может ввести более серьезную меру — аналог утилизационной премии, которая сейчас работает в Европе. Напомним, что в странах Европы государство доплачивает физлицам за то, что они утилизируют машины возрастом более десяти лет и покупают новые, размер премии составляет €– тыс. Благодаря этому продажи в Германии выросли в марте на 40%, во Франции — на 8,1%. Игорь Пономарев и Иван Бончев из Ernst&Young полагают, что введение такой меры «наиболее разумно и в России». «Главное, чтобы доступ к премии получили все бренды»,— говорит господин Пономарев.

Однако против утилизационной меры публично высказался глава Daimler Дитер Цетше, предупредивший, что европейские рынки обвалятся вновь, как только премию отменят. Премия — действительно, довольно рискованный и неоднозначный шаг, соглашается Иван Бончев, но возможно, что сейчас другого пути уже нет. Правительство Германии уже решило расширить объем этой программы с ?,5 млрд до ? млрд.

Раз власти задумались над утилизационной премией, то положение на российском рынке действительно тяжелое, считает Михаил Пак из ИФК «Метрополь». Более 85% респондентов, опрошенных ВЦИОМом в феврале, утверждают, что вообще не собираются покупать автомобиль как минимум в ближайшие два-три года (это ответ людей, которые сегодня не имеют машины) — либо из-за нехватки средств, либо потому что в принципе не имеют такой потребности. Оживить спрос в такой ситуации будет непросто, полагает господин Пак.

Дмитрий Беликов, Евгений Хвостик, Седа Егикян, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами