Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажа в России шампанского Cristal может быть признана незаконной
Водке «Союзплодоимпорта» помешало шампанское Cristal
Продажа в России любимого напитка российских олигархов — шампанского Cristal (стоимость бутылки — от 20 тыс. руб.) может быть признана незаконной. Как стало известно “Ъ”, палата по патентным спорам Роспатента 6 апреля признала охрану в России одноименного товарного знака недействительной. Решение вынесено по жалобе ФКП «Союзплодоимпорт», считающего, что название Cristal сходно до степени смешения с водкой Kristal, права на которую принадлежат ФКП.
Согласно материалам палаты по патентным спорам (есть в распоряжении “Ъ”), решение «признать предоставление правовой охраны» в России международной регистрации знака LR Cristal Champagne «недействительным полностью» было принято 6 апреля. Заседание коллегии палаты, на котором рассматривалась жалоба ФКП «Союзплодоимпорт», состоялось 13 февраля, а сама жалоба поступила в июне 2008 года.
Как следует из текста решения, представители «Союзплодоимпорта» посчитали, что товарный знак Cristal (международная регистрация № 141885 от июня 1946 года) французской компании Champagne Louis Roederer сходен до степени смешения с маркой Kristal (зарегистрирован в России в 1974 году), принадлежащей самому «Союзплодоимпорту». Адвокат Московской областной коллегии адвокатов Денис Узойкин утверждает, что Парижская конвенция об охране промышленной собственности определяет приоритет при регистрации товарного знака, но не подменяет национальное право. «Видимо, французы полагали, что раз Россия присоединилась к этой конвенции, то регистрировать марку в стране не нужно, хотя это не так»,— уточняет он.
Палата по патентным спорам признала, что Cristal и Kristal однородны «по роду, назначению, условиям реализации и кругу потребителей». Хотя французская компания и утверждала, что «производители водки никогда не производили и, очевидно, не будут производить шампанское». Оба знака зарегистрированы по 33-му классу «Алкогольные напитки», но Cristal в категории «шампанские и вина», а Kristal — «водка». Впрочем, и водку Kristal «Союзплодоимпорт» сейчас не выпускает (в декабре 2005 года ФКП передавало исключительную лицензию на Kristal компании «Ливиз», но год спустя досрочно расторгло договор).
Представители дистрибуторской компании «Винником» (эксклюзивный импортер Cristal в России) узнали о решении палаты от корреспондента “Ъ”, после чего отказались от комментариев, как и головной офис Louis Roederer во Франции. Гендиректор ФКП «Союзплодоимпорт» Владимир Логинов не ответил на звонок “Ъ”.
Cristal Louis Roederer — самое дорогое и лучшее шампанское (cuvee de prestige) дома Louis Roederer. Оно было создано в 1876 году для российского императора Александра II (делалось в бутылке из суперпрочного прозрачного хрусталя), который опасался, что в традиционной бутылке из зеленого стекла может быть пронесена бомба. Всего производится 300– тыс. бутылок в год. По данным «Бизнес Аналитики», шампанское от дома Louis Roederer в 2008 году занимало 4,7% российского рынка шампанских вин (доля по стоимости в 15 крупнейших городах).
По словам партнера юридической фирмы Baker&McKenzie Евгения Ариевича, признание правовой охраны товарного знака в России «недействительной полностью» означает, что в любой момент «Союзплодоимпорт» может предъявить иск продавцу или импортеру шампанского Cristal с требованием прекратить продажу этого товара. Также ФКП может внести этот знак в реестр объектов интеллектуальной собственности на таможне и вообще заблокировать ввоз Cristal в Россию.
Опрошенные “Ъ” представители дистрибуторских компаний, торгующих элитным алкоголем, обеспокоены возможным запретом Cristal в России. По словам гендиректора компании «АСТ — Интернешнл Инваэронмент» Леонида Рафаилова, стоимость бутылки белого Cristal в рознице составляет около 20 тыс. руб., розового — от 35 тыс., квота для России до кризиса составляла всего 800 и 120 бутылок соответственно и всегда выбиралась полностью. «Это имиджевый продукт, не имеющий ни с какой водкой ничего общего»,— возмущается господин Рафаилов.
Управляющий «Ресторанного дома Андрея Деллоса» Александр Зайцев также обеспокоен судьбой популярного шампанского. По его словам, например, в «Кафе “Пушкинъ”» Cristal пользуется стабильным спросом: в месяц продается четыре-пять бутылок белого (цена за бутылку 34,5 тыс. руб.) и розового (48,3 тыс. руб.) Cristal. Об особом отношении российских клиентов к Cristal в интервью “Ъ” в 2008 году говорил и президент одного из самых престижных мировых отелей Hotel du Cap Eden-Roc Филипп Перд: «Кто-нибудь может мне объяснить, почему русские так полюбили именно Cristal? Самый дефицит для нас — это магнумы (коллекционная бутылка 1,5 л.— “Ъ”) и двойные магнумы Cristal. Для нашего отеля выделена квота — 12 двойных магнумов в год. Но это все равно, что ничего, пшик — и нет этих 12 бутылок!».
По словам господина Ариевича, французская компания еще может оспорить решение палаты в арбитражном суде: «Позиция палаты в этом случае формальная, российские потребители вряд ли когда-нибудь будут ассоциировать дорогое шампанское с дешевой водкой». С юристом полностью согласен и совладелец виноторговой компании Simple Максим Каширин, назвавший «недоразумением» желание «Союзплодоимпорта» «вести борьбу со знаками, которые были зарегистрированы раньше, чем мы родились».
Анна Рябова, Тамила Джоджуа, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?