Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажа алкоголя: учтите важные изменения
ФНС России разъяснила, как применять на практике нововведения, внесенные в Федеральный закон «О государственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...».
На какие действующие нормы нужно опираться
Порядок производства и оборота алкогольной продукции регламентируется нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...». В него были внесены существенные коррективы Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ (новации вступили в силу 22 июля).
Что относится к алкогольной продукции
Алкогольной считается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья, или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. При этом алкогольная продукция подразделяется на такие виды как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка) и вино (в том числе натуральное вино).
А с 1 июля 2012 года алкоголем будет считаться продукция, произведенная с использованием или без использования этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья, или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Причем она будет подразделяться на следующие виды: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Розничная продажа алкоголя
Большинство принятых изменений касается ограничений розничной продажи алкогольной продукции.
Места продажи алкогольной продукции
Запрещена розничная продажа алкогольной продукции как в детских, образовательных, медицинских организациях, организациях культуры (за исключением расположенных в них пунктов общепита) и объектах спорта, так и на прилегающих к ним территориях.
Кроме того, запрет распространяется на торговлю в местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых и розничных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях. Основание – пункт 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ. Отметим, что порядок определения прилегающих территорий будет устанавливать Правительство РФ. Но это ограничение не распространяется на розничную продажу в объектах общепита алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую предпринимателями, а также на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли.
Нельзя продавать алкоголь в транспорте и в нестационарных торговых объектах (последнее ограничение не касается торговли пивом и продукцией, изготовленной на его основе, с содержанием этилового спирта не выше 5 процентов объема готовой продукции).
(Крепость спиртных напитков указывается на упаковке.)
Время продажи алкогольной продукции
Запрещена розничная продажа алкогольной продукции в ночное время (с 23 до 8 часов по местному времени), за исключением магазинов беспошлинной торговли и организаций общепита. Основание – пункт 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.
Правда, до 1 января 2013 года такой запрет не будет касаться пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с содержанием этилового спирта не более 5 процентов объема готовой продукции (п. 5 ст. 5 Закона № 218-ФЗ).
При этом региональные органы госвласти могут устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Требования к покупателям
Запрещена продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае если продавец затрудняется точно определить возраст покупателя, он может потребовать у него документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства).
Требования к продавцу алкогольной продукции
Закон № 171-ФЗ устанавливает дополнительные требования для организаций, занимающихся розничной торговлей алкогольной продукцией.
Скажем, у организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны быть (в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более) стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м.
Установлены лицензионные требования, регламентируется порядок осуществления государственного надзора и лицензионного контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, в ближайшее время планируется внести изменения и в другие законодательные акты, включая Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Они будут направлены, в частности, на ограничение рекламы алкогольной продукции крепостью более 5 процентов (в том числе пива и напитков, изготовленных на его основе).
Применение кассовой техники при продаже алкоголя
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, розничные продавцы алкогольной продукции обязаны иметь контрольно-кассовую технику, если иное не предусмотрено законом. При этом такая обязанность возлагается на них с 22 июля 2011 года (то есть с момента вступления в силу Закона № 218-ФЗ).
Однако Законом № 218-ФЗ установлены особенности применения данной нормы. Так, обязанность по использованию кассовой техники при продаже алкогольной продукции возникает только:
- при розничной продаже пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции – с 1 января 2013 года (п. 5 ст. 5 Закона № 218-ФЗ);
- при розничной продаже продукции с содержанием этилового спирта более 5 процентов объема готовой продукции – с 22 июля 2011 года (п. 1 ст. 6 Закона № 218-ФЗ).
(При розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта более 15 процентов ККТ нужно было применять и ранее.)
Такие же разъяснения приведены в письме ФНС России от 17 августа 2011 г. № АС-4-2/13461@.
Вместе с тем розничным продавцам алкогольной продукции нужно помнить еще об одной особенности расчетов наличными. Так, если продавец является плательщиком ЕНВД, он имеет право не применять контрольно-кассовую технику, но при этом по требованию покупателя должен выдать ему товарный чек или иной документ, содержащий все обязательные реквизиты (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).
Напомним, какие именно реквизиты необходимо указать в документе:
- наименование документа;
- его порядковый номер, дату выдачи;
- наименование организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя);
- ИНН продавца;
- наименование и количество приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными деньгами или с использованием платежной карты;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, его подпись.
Таким образом, если продавец алкогольной продукции переведен на уплату ЕНВД, он вправе выбрать, каким способом организовать наличные денежные расчеты: с применением ККТ или с выдачей по требованию покупателя соответствующего документа.
Чиновники налогового ведомства также обращают внимание на то, что, если продавец – плательщик «вмененного» налога решит применять ККТ, она должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым Законом № 54-ФЗ и Положением о регистрации и применении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.
Важно запомнить
При продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 5 процентов объема готовой продукции организации обязательно придется применять кассовый аппарат. Исключение касается лишь фирм на «вмененке». Им достаточно выдать покупателю товарный чек (заменяющий его документ).
Клерк, Журнал «Учет в торговле» №10, октябрь 2011 г.
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.