Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продавцы товаров класса "люкс" вынуждены корректировать планы из-за финкризиса
Продавцы товаров класса "люкс" корректируют планы из-за финансового кризиса. Так, "Дикая орхидея" и "Подиум" в новом году сократят закупки новых коллекций на 30%, а в Mercury уже столкнулись со снижением спроса на Bentley и некоторые модели Ferrari. В следующем году рынок роскоши в России вырастет в лучшем случае на 2-3%, прогнозируют аналитики. В странах Европы, США и Японии международным брендам придется еще сложнее: по оценкам консалтинговой Bain & Co, их продажи там вообще упадут на 7%.
В 2009 году сеть по торговле дорогим женским бельем "Дикая орхидея" (средняя цена комплекта — $400-500; марки Alberta Ferretti, Blumarine, D&G, Gianfranco Ferre и проч.) уменьшит закупки на 30%, средний чек также уменьшится "процентов на десять", прогнозирует основной владелец компании "Дикая орхидея" Александр Федоров. Причина — вызванное кризисом снижение спроса на дорогие товары, объясняет он. Стремясь минимизировать негативные последствия снижения спроса, "Дикая орхидея" продала дочернее предприятие, развивающее сеть за границей (владело двумя магазинами в Лондоне и на итальянском курорте Форте дей Марми), и заморозила открытие новых точек. Всего, по словам господина Федорова, пришлось отказаться примерно от ста новых магазинов, "находившихся в работе". "План один — выжить",— резюмирует бизнесмен.
"Падение продаж есть, но не настолько драматичное, чтобы поставить отрасль под угрозу существования",— осторожничает совладелец группы "Подиум" (одежда Zac Pozen, Balmain, Kova & T, украшения Loree Rodkin и др.) Эдуард Киценко. Но он признает, что почти все продавцы люксовой одежды, в том числе и "Подиум", сократят закупки новых коллекций на 2009 год на 30-40%. "Если раньше байеры не ограничивали себя в закупках, и даже знаковые вещи доживали до распродаж, то теперь почти все изделия приобретаются в одном экземпляре",— заявил он. Сокращение коллекций произойдет в магазинах холдинга "Модный континент" — монобрендовых Canali и мультибрендовых Fashion Continent, признает один из его учредителей Вадим Кулибаба. Из-за кризиса компания пока решила повременить с открытием магазина Canali в Петербурге.
В трех крупнейших группах, торгующих роскошью,— Mercury, Bosco di Ciliegi и Crocus International — негативную тенденцию также почувствовали. Генеральный менеджер Mercury Александр Реебок надеется, что рынок стабилизируется к осени 2009 года. Управляющий директор торгового дома ГУМ (контролируется Bosco di Ciliegi) Теймураз Гугберидзе говорит, что с октября "чувствует снижение прироста" продаж в его магазине: "Поток покупателей увеличивается, но если в прошлом году рост продаж (месяц к месяцу.— "Ъ") составлял 25%, то сейчас продажи увеличиваются всего на 5-10%". Коммерческий директор Crocus Group Эмин Агаларов ранее обещал "Ъ", что Crocus увеличит размер максимальной скидки в период новогодних распродаж до 50% в сравнении с 30% в 2007-м. По его словам, увеличение скидки необходимо для более быстрой оборачиваемости товара, но из-за этого рентабельность одежного бизнеса группы по EBITDA в 2009 году будет стремиться к нулю, тогда как в 2007-м составляла 15%. Основатель холдинга "ДжамильКо" Халед Джамиль не ответил на звонок Ъ.
Люксовый сегмент, по оценке агентства Fashion Consulting Group (FCG), занимает до 15% всего оборота рынка одежды и аксессуаров (по разным оценкам, составляет $38-45 млрд), до 2007 года ежегодно рос на 10-15%.
Снижение покупательского спроса коснулось не только одежды, признает руководитель портала chasovshik.ru (занимается продажей коллекционных часов) Дмитрий Крылов. По сравнению с весной спрос на дорогие коллекционные часы снизился в два-три раза, говорит он: "Многие ждут крушения рынка, поэтому начинают разговор о покупке часов с обсуждения 30-процентной скидки".
В сети магазинов "Центр Ювелир", по словам ее президента Сергея Алхазова, пересматривать инвестиции пока не собираются: в октябре рост продаж превысил прогнозы, а в ноябре торговля шла в соответствии с планом.
"В России покупка золота и драгоценных камней имеет особый статус: это способ вложения денег",— объясняет господин Алхазов. Впрочем, и он не исключает, что к весне "инерция финансовых потрясений" докатится и до ювелирной отрасли. До некоторых торговцев украшениями она уже докатилась: с 1 ноября единственный магазин, торгующий ювелирными украшениями Tamara Comolli (в России эту марку развивает жена ресторатора Аркадия Новикова Надежда), прекратил свою работу, сообщили "Ъ" в самом магазине, эти украшения теперь продаются в мультибрендовой сети "Космос Золото".
Даже самые обеспеченные покупатели начинают экономить, почувствовали продавцы люксовых автомобилей. По словам директора автомобильного направления Mercury (официальный дилер Ferrari, Lamborghini, Bentley, Bugatti) Ильи Березина, "заказы на машины на следующий год идут, но в несколько меньшем объеме, чем раньше": в среднем компания "не добирает" 20% прошлогодних заказов. Особенно заметно снижение продаж Bentley и рядовых моделей Ferrrari. По данным господина Березина, если в 2007 году дилер продал 230 машин Bentley, то в этом году будет продано только 180 (снижение продаж началось как раз в августе), в 2009 году будет продано "в лучшем случае столько же, а то и меньше".
Снижение потребительского спроса на предметы роскоши неминуемо, убеждены в Fashion Consulting Group. "Сейчас вопрос в том, удастся ли люксовому рынку в России в 2009 году зафиксироваться на уровне 2008 года или нет. Самые оптимистичные оценки — это рост продаж в 2-3%",— отмечает гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс. В других станах положение люкса еще хуже. "В мире осталось два оазиса для торговцев роскоши — Россия и ОАЭ. Многие российские VIP-клиенты недавно получили звонки из лондонских магазинов известных марок с предложением сделать у них покупки со скидкой",— рассказывает топ-менеджер одного ювелирного холдинга. Ставку на российский "оазис" делают и в консалтинговой компании Bain & Co: по ее прогнозам, в 2008 году общемировой рост товаров класса "люкс" "существенно сократится" (до 3% по сравнению с 9% в 2006 году и 6,5% в 2007-м), а в 2009 году на luxury-рынке наступит первая со времени терактов 11 сентября 2001 года рецессия, падение продаж составит 7%. Зато, по прогнозам Bain & Co, в следующие пять лет траты покупателей из России, Китая, Индии на предметы роскоши могут вырасти на 20-35%.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?