Декоративное изображение
4 201

Поделиться

Продавцы скидываются на покупателей

Магазины поддержат потребительское кредитование

Стимулировать снижающийся в кризис спрос населения продавцы готовы частично за свой счет. Чтобы заинтересовать банки в продолжении POS-кредитования, ритейлеры начали снижать для них комиссии за присутствие в торговых точках. Впрочем, снижение комиссионных доходов сетей может обернуться сокращением числа акционных программ – продаж в кредит под нулевой процент. А это уже ощутят на себе рядовые потребители.

Об изменившихся условиях взаимодействия банков и торговых сетей “Ъ” рассказали участники рынка. По словам банкиров, им удалось договориться с рядом сетей о снижении комиссии за присутствие в магазинах. Большинство банков из топ-5 по выдаче POS-кредитов это подтвердили. Так, о снижении размера комиссии при работе с магазинами-партнерами заявили в ХКФ-банке. Как минимум двукратное снижение вознаграждения для сетей-партнеров отметили в Альфа-банке. Подтвердили снижение комиссий в Русфинанс-банке. В ОТП-банке сообщили, что ведут переговоры об этом. В «Русском стандарте» отказались от комментариев.

Ритейлеры гораздо менее заинтересованы в раскрытии информации о снижении комиссий: узнав о преференциях для одних банков-партнеров, их могут потребовать для себя и другие. В такой ситуации крупнейшие сети в разных сегментах (сотовый ритейл, продажа электроники и бытовой техники, продажа изделий из кожи и меха) были довольно сдержанны в комментариях. В частности, в «Эльдорадо», Media Markt и «Евросети» на вопрос “Ъ” о возможном снижении комиссий для банков не ответили.

По словам представителя «М.Видео», «идет тендер, и условия по комиссиям пока не определены». Наличие на рынке случаев снижения вознаграждения, которое банки платят ритейлерам, “Ъ” подтвердили только в «Связном», впрочем, с оговоркой, что самой компании это не касается. Между тем источники “Ъ” на рынке ритейла утверждают, что «переговоры по поводу снижения комиссии велись практически со всеми крупными ритейлерами»: где-то они еще продолжаются, но предварительные договоренности по комиссиям с большинством игроков уже достигнуты.

Работать с торговыми сетями на прежних условиях банкам в ситуации экономического спада невыгодно. «На фоне роста цен на товары и ставок по кредитам снизилось количество выдаваемых ссуд, а значит, уменьшается и доходность бизнеса»,– рассуждает директор департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин. По его словам, чем рискованнее сегмент (наибольшие риски в сотовом и отчасти в электронном ритейле), тем больше снижение комиссий. Снижение комиссий хоть и отнимает доходы у торговых сетей, однако позволяет им заработать на масштабах, а также поддержать кредитные продажи, доля которых может быть заметной. Как указывают в «Эльдорадо», только за 2014 год доля продаж в кредит снизилась на 5 п. п., до 15% по итогам года. В «М.Видео» долю кредитных продаж оценивают в 12%. Там прогнозируют, что «на кредитные продажи, безусловно, окажут влияние высокая процентная ставка ЦБ и текущая экономическая ситуация в целом». Впрочем, долгосрочный тренд там берутся оценить лишь по итогам февраля. В «Снежной королеве» прогноз уже есть, и он пессимистичен: «Если в 2015 году ключевая ставка останется в размере 15%, снижение кредитных продаж возможно на 20–30%».

Экономия банкиров на комиссиях (для сетей это, наоборот, недополученные доходы) может быть существенной. Официально размер комиссий не раскрывается. По словам банкиров, они могут варьироваться от 1,5% до 10% кредитного оборота в зависимости от размера самой сети, банка-партнера, ставки по кредитам. Всего, по данным Frank Research, выдача кредитов в торговых сетях в 2014 году составила 331,5 млрд руб.

Сокращение комиссионных доходов торговых сетей от присутствия в них кредитного бизнеса банков в конечном итоге может обернуться против клиентов, предупреждают эксперты. Это снижает возможности сетей по поддержанию акционных программ – так называемых продуктов без переплаты, в рассрочку (программы «0–0–12», «0–0–24» и т. п.), ведь нулевые ставки по таким кредитам банкам компенсируют как раз сети. К тому же в последнее время на фоне стагнации потребкредитования в торговых сетях банки и вовсе пытаются увеличить размер этой компенсации, в отдельных случаях, по словам участников банковского рынка, вдвое. Ухудшение для сетей условий по кредитам без переплаты, в частности, отмечают в «Снежной королеве». «Для компании уровень издержек по таким кредитам повысился»,– говорит руководитель направлений страхования и потребительского кредитования «Снежной королевы» Дмитрий Орлов. Но там пока сохраняют акционные программы.

Валерия Францева, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами