Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 755
Поделиться
Продавцам алкоголя грозит тюрьма
В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий ответственность за продажу алкогольных напитков и пива несовершеннолетним. Автор документа — депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов — предлагает ввести персональную уголовную ответственность продавцов и увеличить штрафы для юридических лиц. В случае принятия законопроекта продавец, отпустивший подростку алкоголь, может получить реальный тюремный срок, а у магазина могут конфисковать алкогольную продукцию.
Законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс (УК) был зарегистрирован в Госдуме 31 мая. Проект предусматривает внесение в УК новой статьи — 230.1, которая предусматривает наказание конкретному продавцу, допустившему продажу алкогольного напитка или пива несовершеннолетнему, в виде штрафа до 120 тыс. руб. или годовой зарплаты. В случае если здоровью подростка в результате употребления спиртного был причинен ущерб или иные тяжкие последствия, размер штрафа увеличивается до 300 тыс. руб. Кроме того, новая статья УК предусматривает возможность лишения продавца свободы сроком до трех лет.
В пояснительной записке к законопроекту депутат Сергей Иванов указывает, что действующие нормы законодательства, предусматривающие административное наказание юридических и должностных лиц за продажу алкоголя несовершеннолетним, на практике неэффективны. «Фактически правонарушение совершается лицом (продавцом), не являющимся ни должностным, ни тем более юридическим, и, следовательно, оно не может быть привлечено к административной ответственности по данным статьям», — поясняет г-н Иванов.
Депутат указывает, что для привлечения к ответственности юрлица необходимо установить его вину, что удается сделать очень редко: для подтверждения своей невиновности владельцу торговой точки достаточно доказать, что он проинформировал сотрудников о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним и обязал их соблюдать установленные правила, а также разместил соответствующую информацию в доступном для общего ознакомления месте.
Автор законопроекта также предлагает увеличить размер штрафа для юридических лиц за подобные административные правонарушения с 30—40 тыс. до 80—100 тыс. руб.
Этот законопроект уже был рассмотрен в правительстве. В официальном отзыве за подписью вице-премьера Сергея Собянина указывается, что правительство в целом поддерживает идею усиления ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Однако при этом в правительстве считают, что установление одновременно административной и уголовной ответственности за совершение одного преступления является высококоррупциогенным. Кроме того, в отзыве отмечается, что в проекте закона содержатся некоторые юридические нестыковки: «Законопроект содержит положения, требующие доработки с точки зрения юридической техники».
«Персональная ответственность должна быть, это даже не обсуждается, — заявил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (
АКОРТ
) Илья Белоновский. — Торговой сети сложно отвечать за действия продавца, поэтому ответ должен держать именно продавец». Однако участники рынка указывают на необходимость предоставить им право требовать документы у покупателей, чей возраст вызывает сомнения. В противном случае появятся «подставные подростки», которых будут подсылать с целью навредить конкуренту.
О подобных провокациях говорит и топ-менеджер одной из крупнейших российских сетей: «Когда к кассе подходит здоровенный лоб либо девица завидных форм, определить возраст на глазок бывает весьма сложно.
Кассир
может быть уставшим, перед кассой стоит очередь, все хотят пройти быстрее. И в этот момент из засады выскакивают проверяющие органы с телекамерами и милицией, фиксируют факт нарушения. На моей памяти было четыре-пять таких случаев».
RBC daily
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.