Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Приостановка импорта вина - причины и домыслы
lСпециально для Retail.ru ситуацию с приостановкой в январе 2010 года импорта вина на территорию РФ (читайте новость Таможенный союз обмывают водкой) rкомментирует Александр Эткин, руководитель аналитической службы ГК <Русьимпорт>:
На самом деле, сложилась довольно драматическая ситуация.
Единое таможенное пространство, как и объединение Европы или Германии, как и Глобализация, не может объективно оцениваться исключительно со стороны только одного какого-то человека и организации.
Было принято решение объединить Белоруссию, Казахстан и Россию. Это хорошо. Плохо то, что это, в общем-то, не очень продуманно делается. Еще хуже то, что под удар подводится целая отрасль.
В декабре прошлого 2009 года появилась первая информация по грядущему изменению лицензирования на импортно-экспортные операции с алкоголем. Новые лицензии, как сообщалось, необходимо будет получать в Минпромторге. Некоторые виды алкогольной продукции и так уже подлежали подобному лицензированию, так что ничего страшного, кроме очередной потери времени и денег, это не предвещало.
Более того, лицензии предполагалось ввести в середине 2010 года, а этому должен был предшествовать некий переходный полугодовой период.
Участники рынка взяли эту информацию на заметку и продолжили свою работу в ударный 12-й месяц года. Думали, что успеют, есть еще время.
Внезапно, 30 декабря, Минпромторг выпустил приказ 1212, в котором не только предписывался новый порядок получения лицензий, но и новый срок их введения
- 1 января 2010 года. Почему была выбрана такая дата для издания и такой срок для введения - остается только гадать и угадывать. Участнику алкогольного рынка легче поверить, что в Минпромторге торопились выпустить этот приказ в один день (30 декабря) с путинской Концепцией по борьбе с алкоголем. Сам Минпромторг оказался также не готов к столь резкому нововведению. Хотя упреки в невнимательности Минпромторг адресовал к импортерам, сами чиновники, похоже, начали формировать процедуры не в декабре, а уже в этом году. Официальное разъяснение на сайте Минпромторга было вывешено 13 января, в нем был указан перечень документов для получения лицензии. В нем же обещали честно стараться не превышать 15 дней на их выдачу. Хотелось бы верить. ФТС в этой ситуации перестал пускать товар, имея основание на руках: нет лицензии - не пускает. Позиция жесткая, но понятная.
Что касается самого импорта, то ситуация вкратце такова. Проблемы на таможне у многих импортеров были еще в конце прошлого года. Не буду подробно об этом - отдельная тема. Сейчас можно привезти крохотный набор товара, на который еще действуют лицензии Минпромторга. Вино в число этих товаров не входит. Что бы привезти товар, нужно подать документы и получить лицензию. Для компании с большим ассортиментом подготовить документы на весь товар - это задача на 1-2 дня. Пока разобрались что к чему, пока у всех закончились официальные и не очень каникулы... Первая рабочая неделя года идет к завершению и подать документы получится только 14-15 января, не раньше. И плюс до 15 дней на получение лицензии.
С сорванными поставками января, развернутыми машинами с товаром (те, что успели развернуть обратно к иностранным партнерам) и зависшими машинами (те, что едят деньги за каждый день простоя) справиться сможет только крупная компания.
Лицензии тоже стоят денег. Если ассортимент у вас широкий, заметные деньги нужно будет потратить и на это. Возникнет приоритет получения лицензий на товар, вызванный дефицитом времени на оформление, ну и, опять же, деньгами на это.
Мы на рынке алкоголя уже более 16 лет. 1998 год - пережили дефолт. 2006 - внезапный запрет на алкоголь из Молдавии и Грузии - государство убило половину рынка импортного алкоголя. В тот же год ввели ЕГАИС - поубивали многих своих. В 2008-2009 году попросили заплатить за новый ЕГАИС - пришлось заплатить, хотя его, слава богу, и не запустили. Теперь внезапно надо прелицензироваться.
В марте будет доклад Путина Медведеву по возможности введения в России Госмонополии. Обратите внимание, под какой напор событий попадает компания, которая продает качественный алкоголь, который иногда даже называют элитным. Не паленую водку, не спирт-сырец, не порошковые вина (из чернил, спирта и ключевой воды) - качественный алкоголь от известных мировых производителей. Российский алкогольный рынок - рынок для сильных.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?