Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Price.ru: как изменился рынок онлайн-рекламы в России в 2022 году
Эксперты ценового агрегатора Price.ru (входит в многопрофильный российский холдинг S8 Capital) совместно с платформой онлайн-рекрутинга HeadHunter, провели исследование российского рынка рекламы и медиаконтента в 2022 году.
Photo Mix / Pixabay
Согласно данным компаний, как и многие сферы бизнеса, рекламный рынок в этом году в России переживал серьезные изменения, однако уже к концу года смог полностью адаптироваться к новым условиям и начать развивать новые каналы коммуникации, при этом на рынке труда появились и новые профессии и вакансии.
«Сдвиги в этой сфере во многом обусловлены изменениями рекламной политики западных социальных сетей в отношении России, а также ростом популярности их отечественных аналогов на этом фоне. Многие компании лишились постоянных каналов трафика, что способствовало поиску новых, а также привлечению специалистов и их обучению работе с другими каналами», — отметил генеральный директор Price.ru Эдуард Ашрафьян.
В HeadHunter выяснили, что в середине этого года наблюдалось сокращение вакансий в сфере маркетинга и рекламы, но уже к концу года аналитики отметили рост их количества, а также появление новых специализаций. Так, по данным HeadHunter, количество вакансий в профессиональной сфере « Маркетинг , реклама, PR» за 11 месяцев 2022 года сократилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом видно, что спрос на профессии, связанные с рекламой и маркетингом, вырос как во всех ключевых направлениях, так и в сопутствующих.
Специалисты Price.ru проанализировали онлайн-спрос на ряд профессий, связанных с подготовкой и распространением контента в сети за 11 месяцев 2022 года, и сравнили их с показателями аналогичного периода 2021 года. Так, в 2022 году вырос онлайн-спрос на журналистов и колумнистов на 54–59%, на копирайтеров в разных областях — от 14% до 38%.
Значительно вырос спрос на переводчиков с китайского (+49%), узбекского (+39%), казахского (+16%) и турецкого (+17%) языков, а также переводчиков видеороликов (+37%). Это может говорить о переориентации бизнеса на восточные страны, а также развитии параллельного импорта. При этом спрос на переводчиков европейских языков, в том числе английского, по сравнению с прошлым годом практически не изменился.
Вырос онлайн-спрос на графический дизайн (+33%), веб-дизайн (+10%), создание инфографики (+58%). Продолжает расти спрос на специалистов в области UX/UI-дизайна (+41%). Отдельно стоит выделить бурный рост на специалистов в области работы с маркетплейсами. Так, спрос на дизайн карточек товаров на маркетплейсах и в онлайн-магазинах вырос на 166%. Это говорит не только о росте популярности маркетплейсов, но и о поиске новых каналов рекламы и аудитории после ухода Google Awards и запрета некоторых зарубежных соцсетей, считает Эдуард Ашрафьян.
«Мы видим, что малый и средний бизнес, работающий в сфере E-com, стал активно искать новые каналы трафика, об этом говорят данные рекламных агентств, с которыми мы сотрудничаем много лет, а также рост на услуги ценовых агрегаторов, которые позволяют привлекать узкотаргетированный трафик на сайт, который ранее мерчанты привлекали сами, настраивая таргет через рекламные кабинеты соцсетей и Google Awards», — рассказал Эдуард Ашрафьян.
По данным HeadHunter, средние предлагаемые зарплаты в сфере «Маркетинг, реклама, PR» за год выросли на 5,7 тыс. руб. (с 53,2 тыс. руб. до 58,9 тыс. руб.). Среди ключевых позиций сферы наиболее яркий рост предлагаемых зарплат показали контент-менеджеры (+6,5 тыс. руб.) и дизайнеры инфографики (+6,2 тыс. руб.).
«В целом в России сохраняется устойчивый спрос на специалистов маркетинга и рекламы, по количеству активных вакансий эта сфера входит в топ-10: на нее приходится около 5% от всех предложений работодателей. Из всех „беловоротничковых“ профессий маркетологи остаются одними из самых востребованных, причем наметился даже кадровый дефицит. Так, в апреле—мае на одну вакансию в маркетинге приходилось 5,2–5,3 резюме, а в ноябре — уже 3,7. Норма для рынка — 5–6 резюме на вакансию», — пояснила Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.
Согласно данным, собранным аналитиками Price.ru, бренды малого и среднего бизнеса массово перешли из Instagram во «ВКонтакте»: спрос на создание масок (-76%), сторис (-31%) и дизайн профиля (-52%) в Instagram значительно упал и уступил место спросу на создание баннеров для ВК (+104%), дизайн групп (+43%), дизайн чатов (+39%), разработку ботов в Telegram (+82%). При этом, несмотря на блокировку монетизации YouTube, вырос спрос на оформление каналов на этом видеохостинге (+47%).
Более чем в два раза вырос онлайн-спрос на услуги продвижения на «Авито» (+111%), во «ВКонтакте» (+113%) и на Wildberries (+98%). «Яндекс Маркет» и Ozon могут похвастаться ростом спроса в 2,5 раза, на 144% и 168% соответственно. В стороне не осталась и российская социальная сеть «Одноклассники», где также увеличились количество запросов на продвижение на 63%.
Продвижение в Tik-Tok и Facebook* ожидаемо снизилось (-42% и -53% соответственно), спрос на настройку Google Analytics просел на 49%. В 2022 году чаще искали профессионалов по улучшению поведенческих факторов сайтов (+193%), инвайтингу в чаты Telegram (+193%) и специалистов по рекламе в TG (+202%).
Из-за ухода Google с российского рекламного рынка упал онлайн-спрос на услуги по настройке таргетированной и контекстной рекламы (-30% и -23% соответственно). Кроме того, согласно выводам аналитиков Price.ru, спрос на настройку некоторых альтернативных рекламных каналов также упал: «Яндекс Директ» (-12%) и РСЯ (входит в «Яндекс», -48%). При этом онлайн-спрос на таргетированную рекламу во «ВКонтакте» и MyTarget (входит в структуру VK) набирает обороты — +115% и +50% соответственно. Также вырос онлайн-спрос на медийную рекламу (+27%), рекламу на остановках (+59%).
* Деятельность оператора платформы Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. запрещена в РФ по мотивам осуществления экстремистской деятельности.
«Магнит» и партнеры создадут «зеленые» рекомендации для рекламных материалов в магазинах
В 2023 году рекламный рынок вырастет на 10% за счет российских брендов
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?