Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Прибыльное молоко пока еще далеко
Грустные молочники
Президент согласился, что с закупочными ценами на молоко, действительно, надо разбираться. Путин несколько раз в ходе «прямой линии» говорил именно об этой отрасли
Состояние российской молочной отрасли стало одной из тем прямой линии президента. Владимир Путин отвечал на вопросы нескольких российских фермеров. В частности, речь шла о низких закупочных ценах.
«Мы не получаем адресной помощи от властей. Нам не дают возможности самим торговать своим молоком. А закупочные цены, по которым заводы и торговые сети покупают молоко, ниже себестоимости продукта». Фермер из села Степаново Костромской области, держа в руках бутылку молока, пожаловался президенту на одну из главных проблем. «Все же очень просто. Мы за литр молока на завод получаем 16-17 рублей, когда продаем. А в магазине отборное молоко, такое же, как у меня в руках, стоит 72 и больше. Вопрос, кто зарабатывает больше: тот, кто продает или тот, кто производит», – говорит фермер.
Президент согласился, что с закупочными ценами на молоко, действительно, надо разбираться. Путин несколько раз говорил именно об этой отрасли. Один из западных журналистов даже написал, что российский президент, цитата, «пугающе много знает о производстве молока». Российский лидер упоминал, что есть проблема с сухим молоком, которое в Россию массово везут из Белоруссии. Цельное молоко, конечно, проигрывает сухому по цене, а значит, страдают аграрии. Кстати, не только у нас, в Китае аналогичная проблема, там фермеры этой зимой начали активно забивать скотину. Именно потому что не выдержали конкуренцию с сухим сырьем. Российский президент пообещал молочной отрасли господдержку и затронул еще один аспект.
Владимир Путин, президент РФ
«Мы, конечно, должны будем увеличить поддержку. Я думаю, что правительству придется это сделать: увеличить поддержку, в том числе, этому конкретному направлению. Но есть еще одна составляющая. Вы сказали о надоях. Я сейчас не берусь сказать, хороши ли ваши надои, но в целом в России надои пока низковаты. Они по сравнению с другими странами производство-то, так скажем, малоэффективное».
Это произошло во время разговора с российским фермером британского происхождения Джоном Кописки из Владимирской области, знаменитых Петушков. Тот сказал, что не получает прибыли от своих ферм. Возможно, так оно и есть, аграрий ранее рассказывал местным СМИ, что заработал капитал на угле и металле и может позволить себе вести убыточное хозяйство. При этом, фермер, например, продает килограмм сыра «Гауда» по 1800 рублей. Информация с сайта, где можно купить фермерские продукты. Надои у Джона Кописки высокие, европейского уровня – 10 тысяч литров в год с коровы. В России в среднем в два раза меньше. Но и с высокой производительностью получать прибыль молочникам сложно. О проблемах отрасли рассказывает глава агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий.
Василий Бойко-Великий, глава агрохолдинга «Русское молоко»
«Те, кто производит просто сырое молоко, они, конечно, находятся в самой худшей ситуации, потому что над ними есть еще крупные молочные заводы. Иногда в регионе это всего 1-2 завода, и там трудно найти какую-то диверсификацию, а если молочный завод и вовсе перестает брать, то вообще предприятию некуда деваться. Рентабельность составляет на сегодняшний день не больше 5%. Друзья, которые не занимаются молочным бизнесом, сельским хозяйством, спрашивают: «Столько по телевизору мы слышим о поддержке сельского хозяйства, вы чувствуете эту поддержку?». Я говорю: «Чувствую, да. В прошлом году за литр молока высшего сорта, который мы производим, дотации были 1 рубль 20 копеек, а в этом году – уже 70 копеек».
Повышение надоев не означает автоматического снижения себестоимости молока. В производство нужно сначала вложиться. Кормить скотину добавками, которые, по словам молочников, подорожали почти в полтора раза. А еще нужно вести селекцию коров, покупать новых, строить коровники, приобретать для них современное оборудование. Все это большие вложения. Найти их, учитывая отсутствие длинных дешевых денег и низкую рентабельность, сложно. Плюс торговые сети забирают себе существенную часть стоимости молока. В общем, проблем много. Уровень обеспечения России собственным молоком снизился за 5 лет почти на 80%.
Фото: Василий Смирнов/ТАСС
Михаил Сафонов, Бизнес FM
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?