Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Презервативы реагируют на кризис ростом
На российском рынке презервативов грядут перемены. Британская компания SSL International, производящая презервативы под маркой Durex, рассчитывает в ближайший год серьезно укрепить свои позиции в России и СНГ, завершив к 1 июня сделку по покупке 35% акций голландской Beleggingsmaatschappij (BLVB), дистрибьютора марки Contex, лидирующей в России с долей продаж в 60%, сообщает The Times.
По словам исполнительного директора SSL Гарри Уоттса, став владельцем контрольного пакета (50% и одной акции) BLBV, компания надеется довести прибыль от продаж в России до 110 млн фунтов стерлингов. «В целом за год продажи Durex выросли на 7%. И в ближайшие месяцы мы начнем продвигать Durex в России более агрессивно», — отмечает Уоттс.
Иностранные производители и без того доминируют на отечественном рынке этих гигиенических изделий: доля продаж российских производителей составляет всего 5-8 %, отмечает директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. И эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение доли российских производителей.
При этом особенность российского рынка состоит в том, что презервативы могут регистрироваться и как товар медназначения и тогда продаваться в аптеках (в этом случае наценка на них фиксированная, например, в Москве — 10%), и как средство гигиены — и тогда продаваться в рознице.
По оценке Рустама Вахидова, руководителя отдела маркетинга компании «Медком-М» (дистрибутор марок презервативов Contex, Durex, Simplex, «Гусарские» и др.), наценка на презервативы в розничных торговых сетях доходит до 30%. «Неудивительно, что большинство производителей презервативов сделали упор на продажи в розничных сетях, в аптеках продается 20% от общего объема рынка презервативов, — отмечает Давид Мелик-Гусейнов. — С другой стороны, у отечественных производителей не хватает маркетинговых ресурсов для проникновения на рынок, а также средств на двойную регистрацию».
В целом, продажи презервативов в аптеках росли в последние годы на 15-18% в долларовом выражении, отмечает Давид Мелик-Гусейнов. Заместитель гендиректора аптечной сети «36,6» Герман Иноземцев подтверждает эту цифру: «Весь ассортимент презервативов, продаваемых в нашей сети, растет в среднем на 15%».
Оценить общую динамику российского рынка презервативов и дать точную оценку его объема в денежном выражении эксперты затрудняются. В натуральном выражении, по оценкам «Медком-М», рынок составляет более 400 млн шт. Рынок брендированных презервативов в денежном выражении составляет около 2,5 млрд рублей, в количественном — около 220 млн шт, по данным компании «Болеар Медика» (дистрибутор марок Vizit, Viva, Sico). «Это лишь половина от всего рынка презервативов в России, — отмечают представители этой компании. — Другая половина — низкокачественные и дешевые презервативы из Китая и Индии. Более того, нужно учитывать, что многие из них завозятся в страну по так называемым «серым схемам», поэтому точную цифру не покажут даже данные таможни за 2008 год».
Как бы то ни было, эксперты компании «Болеар Медика» уверены, что спрос на презервативы с началом кризиса увеличился. Они напоминают, что, по данным исследований Nielsen на начало 2009 года, рост продаж латексных изделий на американском рынке составил порядка 10,2%.
Другие эксперты выражаются более осторожно. По словам руководителя отдела по связям с общественностью X5 Retail Group (развивает продуктовые розничные сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Светланы Витковской, спрос на презервативы не упал. «Но он и не вырос, остался на прежнем уровне, — уточняет Рустам Вахидов. — Сказать, что в кризис российские граждане начали больше заниматься сексом и использовать в связи с этим больше презервативов, нельзя. Однако повышение цен на эту продукцию произошло».
Средняя цена на презервативы в аптечной сети «36,6» увеличилась за время кризиса незначительно, с 97 рублей до 106 рублей, сообщил Герман Иноземцев. «Это связано с повышением цены поставки (ведь большинство презервативов или их составляющих производятся за рубежом), поскольку сильно упала покупательская способность рубля – ведь контракты в евро и долларах», — поясняет он.
В среднем товар подорожал гораздо сильнее. «На данный момент мы имеем рост этих валют по отношению к рублю в 20-25%, но если брать соотношение, например, рубля к доллару в конце февраля — начале марта 2009 и сравнить с курсом, который был в июле-августе 2008 (до кризиса), то рост составлял больше 50%», — отмечают представители «Болеар Медика». По их словам, именно поэтому основная масса поставщиков увеличила свои цены на 40-45% зимой этого года. Сейчас в среднем стоимость упаковки презервативов (3 шт.) в аптеках составляет 30-50 рублей, в розничных сетях — 80-90 рублей, подсчитал Давид Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта».
При этом аналитики утверждают, что производителям и дилерам презервативов не следует возлагать особых надежд на Россию. «Если смотреть в будущее, то можно спрогнозировать падения рынка презервативов в течение ближайших пяти лет. Это связано с демографическим кризисом в России, со «старением нации», с уменьшением сексуально активного населения страны, — отмечают эксперты «Болеар Медика». — К сожалению, вынуждены констатировать, что, по данным исследований, к 2015 году это падение составит примерно 15%. Таким образом, на эту же цифру уменьшится и российский рынок презервативов». www.bfm.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?