Декоративное изображение
4 025

Поделиться

Правительство РФ может создать госкорпорацию по торговле

После недавнего согласования чиновниками последних изменений в многострадальном «законе о торговле» в ведомстве Христенко почти открыто заговорили о победе над конкурентами из министерства, которое возглавляет госпожа Скрынник.

Этот законопроект вообще называют одним из самых противоречивых в истории современной России. Его принятие должно было состояться, когда главой Минсельхоза был еще Алексей Гордеев. Однако, чиновники Минпромторга не допустили этого. Когда же Гордеева сменила на этом посту Елена Скрынник, ведомство Христенко лишь усилило свое давление – и это вполне понятно, ведь за Минпромторгом стоят крупные сетевые ритейлеры, а за Минсельхозом – обычные фермеры, а так же различные агрохолдинги. Минпромторг вообще питает к ритейлерам довольно сильный интерес. Именно по этому ведомство Христенко добивалось перехода к нему контроля над сетевыми ритейлерами от Минэкономики. Добившись этого, по мнению аграриев, Минпромторг стал активно лоббировать интересы торговых сетей.

Данный факт сильно возмутил, по слухам, не только премьер-министра Владимира Путина, но и ФАС.

Относительно «закона о торговле» начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев сделал следующее заявление: «Закон устраняет дисбаланс рыночной силы между торговыми сетями и поставщиками, направлен на устранение недобросовестной практики сетей, которая толкает цены наверх. Например, во Франции прямо связывают недобросовестную практику сетей с ростом потребительских цен и инфляции. Глава направлена на устранение это недобросовестной практики, на защиту сельхозпроизводителей и поставщиков. Что-либо менять — это ухудшать. Главу, написанную ФАС, можно модернизировать, но делать это надо осторожно, мы можем выплеснуть с водой ребенка»

Называются так же и возможные «заказчики» этого закона – это такие крупные торговые сети, как X5, «Мосмарт», «Седьмой континент» и т.д.

В ходе борьбы за этот закон, чиновники разделились на две группы – «аграриев» и «сетевиков».

Вот, что сказал об усилиях лоббистов директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ), вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Евгений Минченко, который выступил на недавнем круглом столе в Институте современного развития (ИНСОР): «Наличие подобного диссонанса создает опасность раскрутки сюжета ««Единая Россия» против Медведева», плавно перерастающего в спекуляции по поводу раскола внутри тандема Медведев-Путин… Рациональность аргументации сторонников закона вызывает сомнения. Яркий пример – эмоционально-популистская аргументация члена Совета Федерации сенатора Лисовского, который использует такие тезисы, как «Сети – это зло»; «Государство плохо помогает селянам – давайте отрегулируем сети»; «Торговля ничего не делает, только ценники пишут». Несколько другого рода аргументация у депутата Госдумы Ирины Яровой. В качестве решающего аргумента используется тезис «Нечего обсуждать – премьер свою позицию высказал»».

Как видно из позиции эксперта, дискуссия вокруг закона негативно отражается на сплоченности работы команд Путина и Медведева. Противостояние лоббистов Минпромторга и Минсельхоза лишь подливает масла в огонь в отношениях премьер-министра и президента. Это служит дополнительными поводами для многочисленных слухов о расколе внутри тандема.

Говоря о лоббистских усилиях Минпромторга, защищающего ритейлеров, следует задаться вопросом, а какой, собственно говоря, интерес у подчиненных Христенко к торговым сетям?

Кроме контроля над сверхприбыльным бизнесом, как выяснилось, чиновники имеют и побочную цель, которая вскоре сможет стать основной.

Как сообщил корреспонденту The Moscow Post высокопоставленный источник из правительства, чиновники из Минпромторга задумали создать собственную торговую сеть, которая будет продавать товары по более низким ценам. Своего рода эта сеть будет государственным ответом – «Пятерочкам» и «Копейкам», которые приобрели популярность у населения именно за счет либеральной ценовой политики.

После экспериментов по созданию государственной «дешевой водки», чиновники решили сконцентрироваться на «дешевых сетях».

Кстати, государство уже давно присматривается к этой идее.

Взять хотя бы планы «Газпрома» по созданию на базе «Газторгпромстроя» собственной торговой сети для среднего класса под брендом «Нарасхват» и одноименной сети быстрого питания.

В ближайшее время Газторгпромстрой перезапустит в новом формате 400 магазинов и столовых, пока обслуживающих только сотрудников предприятий Газпрома. По количеству торговых точек Газторгпромстрой претендует на пятое место среди продуктовых ритейлеров России после Магнита, Х5 Retail Group, Копейки и Дикси.

Но отчего же государству так выгоден ритейл? Возможно, потому что он приносит неплохие барыши.

Директор PROSPERITY CAPITAL MANAGEMENT LTD Алексей Кривошапко привел журналистам конкретные примеры распределения прибыли от продажи товаров в торговых сетях.

Например, с каждой проданной бутылки пива «Старый мельник» больше всех зарабатывает государство – 8,1 рубля. Розница получает 4,3 руб., оптовик – 3,5 руб., и производитель 3,4 руб. При этом, эксперт отметил, что «Мельник» не самое ходовое пиво и в ситуации с «Балтикой», например, соотношение совсем другое, не в пользу розничного продавца.

С продажи килограмма курицы «Петелинка» больше всего зарабатывает производитель – 19,7 руб., государство – 7,7 руб., розничный торговец на последнем месте – 2,2 рубля. Литр молока «Простоквашино»: государство – 2 рубля, производитель – 2 рубля, розница – 0,6 рубля.

Теперь представьте себе, что будет, если государство станет владеть сетями напрямую. Ведь тогда на чиновников из Минпромторга просто обрушится настоящий «золотой дождь».

Создается такое впечатление, что, отстаивая свои интересы, они приняли «деятельное участие» в организации легендарного визита Путина в «Перекресток», когда тот публично раскритиковал ценовую политику ритейлеров.

После этого у Минпромторга появился карт-бланш на создание собственной сети, так как частные ритейлеры банально завышают цены.

Однако, по информации The Moscow Post, в момент своего визита в супермаркет Путин не был осведомлен о планах создания госкорпорации по ритейлу. Получается, что чиновники из Минпромторга просто «подставили» премьер-министра.

Теперь, когда схема «подготовительного этапа» к созданию госкорпорации ясна, остается понять, какую конечную цель преследуют подчиненные господина Христенко, да и он сам.

В связи с последними слухами о его скорой отставки, возможно, министру просто нужно новое место работы.

А с учетом сложившегося в последнее время негативного отношения к Христенко в правительстве, тот боится, что с дальнейшей карьерой на госслужбе у него будут проблемы.

Поводом для отставки могут послужить обвинения в коррупции и «семейственности». Однако, речь не идет о женитьбы главы Минпромторга на министре здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой.

Проблема заключается в скандалах, связанных с челябинскими компаньонами господина Христенко, обвинения его в выводе госактивов, а так же причастность его родственников к управлению крупными промышленными объектами.

К примеру, сын Виктора Борисовича – Владимир причастен к управлению Челябинским Трубопрокатным Заводом (ЧТПЗ). Напомним, что в 2006 году наблюдательный совет компании MSA a.s. (Бенешов, Чехия) избрал своим председателем представителя группы ЧТПЗ Владимира Христенко. Отметим, что ранее Христенко-младший возглавлял рабочую группу, которая занималась поиском зарубежных активов для ЧТПЗ. В результате в июне 2006 года Arkley Capital, управляющая активами группы ЧТПЗ, приобрела 100% акций MSA a.s., компании–производителя трубопроводной арматуры.

На фоне этих скандалов желание господина Христенко перейти в госкорпорацию довольно понятно. Ведь там тоже можно будет наладить «грамотное перераспределение» финансовых потоков. В частности, источник The Moscow Post из правительства, сообщил, что, по его данным, через эту госкорпорацию так же может проходить вывод госактивов.

Артем Сложин The Moscow Post

Интервью

Декоративное изображение

Виктория Шереметьева, «Яндекс Лавка»: «Готовая еда растет на 60–65% и проникла в каждый третий заказ»

Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых преоктах.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами