Декоративное изображение
4 119

Поделиться

Правительство может рассмотреть вопрос о возврате алкоголя в киоски

Малой торговле – крепкую поддержку

Минпромторг готов рассмотреть возможность вернуть владельцам ларьков право торговать алкоголем. Вступивший год назад запрет на такую деятельность обернулся закрытием сотни тысяч ларьков и небольших сельских магазинов по всей России. По мнению экспертов, если правительство и разрешит вновь продажу алкоголя, то, скорее всего, исключительно пива, на которое прежде приходилось 20–40% выручки киоскеров.

Возможность вернуть владельцам ларьков права торговать алкоголем обсуждалась вчера на заседании правительства, которое было посвящено конкуренции в сфере торговли (подробнее см. стр. 6). Руководитель Федеральной антимонопольной службы ( ФАС ) Игорь Артемьев напомнил, что в последние годы малые формы торговли лишились возможности продавать пиво и табак, после чего сотни тысяч малых предприятий прекратили существование. Те же, что остались, если не торгуют алкоголем и сигаретами нелегально, работают с отрицательной рентабельностью. «Нужно все-таки, мне кажется, вот эту корзину маленького магазина просчитывать как необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность вбелую, с налогами, чтобы они могли жить»,– приводятся в стенограмме правительства слова господина Артемьева.

По окончании заседания правительства глава Минпромторга Денис Мантуров, отвечая на вопрос о возврате торговым предприятиям малой формы права продавать алкоголь, подтвердил, что такое предложение от руководителя ФАС поступало, но пока только в устной форме.

«Мы, естественно, его должны будем всячески обсудить с экспертами и предпринимательским сообществом»,– пообещал министр. Представитель ФАС сообщил, что профильный департамент вопрос возращения алкогольной продукции в малую розницу не прорабатывал. В Минпромторге других комментариев вчера не предоставили. Между тем, по данным менеджера одной из пивоваренных компаний, идея вернуть пиво в киоски имеет поддержку не только в ФАС, но и у некоторых чиновников правительства.

Запрет на продажу пива в нестационарной рознице (ларьки, киоски и другие магазины площадью менее 50 кв. м) вступил в силу с 1 января 2013 года. С 1 июня текущего года киоскеры лишились и возможности продавать сигареты. По данным агентства «Infoline-Аналитика», на продажи пива и сигарет у киосков приходилось до 80% выручки – примерно поровну на обе категории товаров. В Infoline подсчитали, что только с начала этого года закрылось порядка 45 тыс. киосков. «Часть из них перепрофилировалась в павильоны»,– поясняет гендиректор агентства Михаил Бурмистров. Сегодня в России осталось работать всего 35 тыс. киосков, отмечает он. Страдают от запрета на продажу пива в киосках и сами пивовары, у которых на этот канал приходилось, по разным оценкам, 10–20% сбыта.

Президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов считает, что если правительство и будет снимать ограничения на продажу товаров в киосках, то, скорее всего, это коснется пива. «Запрет на продажу пива нанес мощнейший удар на малую нестационарную розницу, лишив ее не только существенной доли в выручке, но и потребительского трафика»,– констатирует господин Максимов.

По мнению господина Бурмистрова, даже если пиво разрешат продавать в киосках, этот бизнес вряд ли резко восстановится: «Ведь если киоск уже убрали, то вернуть его достаточно сложно». Однако «выжившие» ларьки будут чувствовать себя более комфортно, считает он. Зампред комитета по экономической политике Госдумы Виктор Звагельский заявил “Ъ”, что он будет категорически против идеи возврата в киоски пива. «Малый бизнес это не спасет, а только вновь создаст среду для роста подросткового алкоголизма»,– считает депутат. Меры поддержки малой торговли, по его мнению, должны выражаться в региональных программах поддержки, включающих предоставление предпринимателям льготных ставок аренды площадей, налоговых преференций, а также льготного кредитования стартапов.

Олег Трутнев, Анастасия Дуленкова, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами