Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Правительство Москвы решило развивать ресторанный рынок
Исполняющий обязанности главы департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк почти полтора года — с момента вступления в должность — анализировал состояние столичного рынка общественного питания. Городу не хватает ресторанов, кафе и столовых, пришел к выводу чиновник. Вчера он презентовал новую концепцию развития общественного питания, согласно которой, в частности, планируется открывать больше заведений с московской кухней.
«Рестораны и кафе — это, как и музеи с гостиницами, визитная карточка города», — заявил РБК daily Алексей Немерюк. Заручившись поддержкой Федерации отельеров и рестораторов, столичные чиновники собрали данные о рынке и отзывы предпринимателей и пришли к поразительному выводу: несмотря на нынешнее обилие точек общепита, москвичи посещают рестораны реже и тратят на них меньше, чем в 80-е годы. В результате родилась новая концепция развития питания в городе.
Конкретных денег на воплощение концепции в жизнь не предусмотрено, однако московское правительство готово использовать все возможные рычаги влияния для ее реализации. «Мы попытаемся в рамках своих полномочий снять препоны и ограничения, которые мешают бизнесу», — пояснил Алексей Немерюк.
СТОЛИЧНЫЙ РЕЦЕПТ
Одно из утверждений новой концепции сразу цепляет взгляд: городу не хватает заведений с московской кухней. Опрос представителей отрасли, который провела РБК daily, показал, что четкого представления о том, что это за кухня, у них нет. Ближе всех в своих предположениях был гендиректор ресторанной консалтинговой компании «Яхно project» Денис Яхно, который полагает, что московская кухня — это русская кухня с элементами традиционных блюд союзных республик советского периода.
Алексей Немерюк подтверждает, что гастрономическая Москва отражает традиции кухонь многих городов и стран. «Симбиоз всего, что может существовать», — добавляет чиновник. Разрабатывать концепцию московской кухни будет предложено профессиональному сообществу.
Идея, возможно, и неплохая, считает Денис Яхно: итальянские и японские блюда уже приелись московской публике, а ресторанов хотя бы с русской кухней слишком мало.
Однажды у московского правительства уже был опыт развития ресторанного бизнеса с русским духом — в 90-е годы открылось поначалу популярное «Русское бистро». Однако проект исчез, не выдержав появившейся на рынке конкуренции и менеджерских просчетов.
МОСКВИЧАМ НЕКУДА ПОЙТИ
По данным департамента, оборот общественного питания Москвы вырос с 2006 года в 1,8 раза и составил в 2012 году 145,4 млрд руб., или 14% от оборота общественного питания страны. Всего, как подсчитали эксперты, в столице 10 843 предприятия общественного питания и 928 тыс. погонных метров посадочных мест. При этом московские семьи по сравнению с иностранными тратят меньше всего денег на питание вне дома. Более того, судя по презентации новой концепции, обладая преимуществом по количеству ресторанов, Москва отстает от других российских городов по числу посадочных мест (см. инфографику).
Правда, игроки рынка с этим не согласны и считают, что статистические данные неверны из-за того, что бизнесмены используют различные уловки при регистрации бизнеса.
Тем не менее в департаменте уверены, что рынок мог бы развиваться быстрее, если бы не различные сложности. Основные проблемы, обозначенные в документе, — это сроки согласования документации (от шести месяцев до года) и высокая стоимость подключения к коммунальным сетям (20 млн руб. для точки в центре площадью 700 кв. м). Существует также недостаток помещений — практика городских аукционов не обеспечивает сдачу в аренду или продажу помещений предпринимателям, развивающим необходимый формат предприятий питания. Отмечается и недостаток квалифицированных кадров.
Хотя, по словам г-на Яхно, согласование занимает максимум три месяца, а если очень спешит профессионал, то он откроет ресторан за два месяца. Глава Novikov Group Аркадий Новиков подтверждает, что открыть в Москве ресторан намного легче, чем в других мировых столицах.
ЗДЕСЬ БУДЕТ РЕСТОРАН
Как говорит Алексей Немерюк, основная задача новой концепции — создать для рестораторов благоприятный инвестиционный климат. Основная проблема, связанная с недостатком подходящих помещений, будет решаться так: департамент торговли и услуг получил от департамента имущества около 900 помещений, их состояние проанализируется, и будет собран пул из тех, что подходят ресторанному бизнесу. «А сейчас площадки, которые могли бы подойти предприятиям питания, уходят с аукциона под банки и аптеки», — сетует Алексей Немерюк. Кроме того, департамент постарается упростить бюрократические процедуры, связанные с открытием и ведением ресторанного бизнеса.
Аркадий Новиков никогда с городского аукциона помещений не брал — его рестораны открыты либо на собственных площадках, либо на арендованных на вторичном рынке. Однако он считает, что если равные льготные условия будут созданы для всех представителей отрасли, это будет выгодно и бизнесменам, и потребителям, которые в данный момент, оплачивая суп, автоматически платят и за аренду.
Помимо прочего, концепция предлагает использование нестационарных объектов для ресторанного бизнеса, создание кафе на эксплуатируемых крышах и в пешеходных зонах.
В целом рестораторы отнеслись к концепции с сомнением. Аркадий Новиков хотя и хвалит лично Алексея Немерюка, считает, что искусственными мерами невозможно ускорить развитие рынка.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?