Мэр Москвы Сергей Собянин намерен объединить два департамента правительства Москвы, наиболее активно вмешивавшихся в работу потребительских рынков города,— департамент продовольственных ресурсов и департамент потребительских рынков и услуг. Глава департамента потребрынков Владимир Малышков, возможно, уже ушел в отставку. Реформа департаментов может стать одной из самых заметных: деятельность их руководства во многом определяет правила игры на крупнейшем ритейловом рынке России, составляющем около 2 трлн руб. продаж.
О намерении реформировать два департамента правительства Москвы
Сергей Собянин, по сообщению пресс-службы мэрии, объявил на заседании общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города. Источники "Интерфакса" в мэрии пояснили, что с большей вероятностью объединенную структуру возглавит и. о. главы департамента продресурсов Александр Бабурин. Возможно, объединенный департамент возглавит новый чиновник. Вчера же вечером источники "РИА Новости" в мэрии сообщили об отставке главы второго департамента — потребительских рынков и услуг — Владимира Малышкова. По этим данным, департамент возглавит
Михаил Орлов, возглавлявший городской комитет по связям с религиозными организациями.
Речь идет о начале реформы двух подразделений мэрии, с начала 90-х годов трансформировавших и на протяжении двух десятилетий сохранявших сложившуюся еще в СССР систему контроля потребительских рынков Москвы, в первую очередь продовольственного, и являющихся двумя структурами, контролирующими работу крупнейшего в России рынка ритейла.
Оборот розницы в РФ в 2009 году составил 14,5 трлн руб.,
оборот московской розницы в 2010 году должен превысить 2 трлн руб.
Масштабы операций двух департаментов достаточно невелики, они контролируют не более 5% расходов московского бюджета 2010 года. Так, профильная городская программа Москвы, управляемая департаментом господина Малышкова — "Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010–2012 годы", в расходной части на 2010 год лишь немногим превышает 1 млрд руб., или менее 0,1% расходной части бюджета Москвы. Тем не менее оба департамента достаточно активно влияют на потребрынки крупнейшего города РФ: первый определяет на "низовом" уровне возможности торговых сетей для развития, второй распределяет субсидии и контролирует поставку продовольствия в Москву.
Наиболее любопытная функция департамента продовольственных рынков — "организованные поставки продовольствия" в Москву. В рамках этого института правительство Москвы субсидирует (в рамках "годовых программ с финансовой поддержкой из бюджета города Москвы") 43% поставок мяса в город, 88% молочного сырья, 46% сухого молока, 40% зерна, 11,5% поставок картофеля. Сами по себе закупки продовольствия департаментом господина Бабурина, за исключением зерна, достаточно скромны: так, "оборачиваемые запасы" мяса в Москве, для которых ведутся закупки на средства бюджета, составляют около 1,5% рынка, городской резерв — около 0,05–0,01% годового объема рынка. Однако непрозрачная система субсидирования во многом искажает ценообразование и на них, и в РФ в целом: рынок Москвы составляет до 15% российского.
Ритейлеры считают более значимым департамент потребительских рынков —
Владимир Малышков считается одной из важнейших фигур в московском ритейловом бизнесе.
Юрий Кобаладзе, управляющий директор
X5 Retail Group, пояснил “Ъ”: "Руководство там — профессионалы. От чиновников данного департамента требуется не только профессионализм в области торговли, но и умение работать с людьми, находить общий язык с теми же сетями. Господин Малышков, на мой взгляд, человек просто выдающийся в этом плане — его знают все и вся, он настолько погружен в этот бизнес и эти проблемы, что найти ему адекватную замену было бы непросто. По всем проблемам, которыми я занимался, мы достигали компромиссов, нам всегда шли навстречу, мы по-товарищески все решали".
Перестановки в объединенных департаментах могут означать демонтаж этой системы. Ограничение операций продовольственного департамента и разрушение системы неформальных связей департамента потребрынков через открытие системы для прихода могут в перспективе изменить и стоимость крупных ритейловых сетей масштаба X5, особенно в случае открытия для них новых перспектив в Москве.
Дмитрий Бутрин, Наталья Телегина, Ъ-Online