Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
8 608

Поделиться

Правила игры ритейлеров с поставщиками поменял кризис ликвидности

Правила игры ритейлеров с поставщиками поменял кризис ликвидности, считает обозреватель отдела потребительского рынка Кристина Бусько Владельцы сетевых магазинов могут считать поставщиков своей "подушкой безопасности". Например, некоторые продуктовые ритейлеры федерального масштаба уже предупредили производителей, что деньги на открытие новых магазинов им сейчас брать неоткуда, кроме как из оборотных средств, поэтому оплачивать товар они собираются через 60-90 дней после поставки, хотя до сих пор была распространена 30-дневная рассрочка (см. текст на стр. 19). Некрупные поставщики вряд ли смогут отказаться — есть риск вообще не попасть на полки. А недавно мне рассказали, что изобретательность розничных сетей в период финансового кризиса не ограничивается дружескими займами. Миллиардер Михаил Прохоров и президент ВТБ Андрей Костин еще не знают, что "озвученные" ими идеи по скупке компаний потребительского сектора, потрепанных кризисом, уже вполне реализуются отдельными ритейлерами. По словам сотрудника московской инвесткомпании, к его клиенту, крупному переработчику томатов, обратились представители одной сети с разговором "о новых условиях сотрудничества". Вместо повышения сумм всевозможных бонусов топ-менеджер сети предложил владельцу томатного производства продать опцион на 5% акций головной структуры предприятия. Ему дали понять, что в случае отказа томаты фирмы могут исчезнуть с полок сети, состоящей примерно из тысячи магазинов. Какое-то время производитель был почти готов согласиться: его компания уже больше года испытывает финансовые затруднения, а кризис ликвидности снизил возможности для реструктуризации старых долгов и получения новых кредитов. В этих условиях лишиться основного канала сбыта для предприятия было смерти подобно, говорит один из поставщиков, знакомый с этой историей. Но через какое-то время интерес сети к бизнесу производителя ослаб, и они разошлись почти что полюбовно: немного повысили входные бонусы для поставщика при открытии новых магазинов, его расходы на промоакции в сети, снизили закупочные цены и т. д. Обнаружить похожие истории на розничном рынке не удалось, несмотря на многочисленные расспросы. Топ-менеджер крупной сети уверен, что в тенденцию этот случай не превратится. Предложение об опционе было просто инструментом переговоров, считает он: "Распылять средства на непрофильный бизнес ни одна, даже самая крупная российская сеть, сейчас не будет — денег нет ни у кого. Все, что нужно было сети в том случае,— добиться для себя лучшей цены". К сожалению, в кризисе как на войне: чтобы выжить, любые способы хороши, даже такие как шантаж, соглашается другой сетевик. С другой стороны, скоро у сетей может появиться необходимость в новых способах фиксировать денежные договоренности с поставщиками. Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ собирается узаконить типовой договор ритейлеров с производителями, из которого будут исключены пункты о всевозможных бонусах, например, с поставщиков нельзя будет требовать оплату услуг по обеспечению входа в сеть, оплату дополнительных торговых мест и т. д. (см. текст на стр. 19). Но вряд ли ритейлеры согласятся сократить размер своего вознаграждения — скорее, оно будет оформлено иначе. Возьмут свое, но в другом виде. Почему бы не в виде доли в компании-поставщике?

Кристина Бусько, обозреватель "Коммерсантъ"

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами