Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребление продолжает замедляться
Мартовский рост расходов россиян по сравнению с мартом 2011 составил 7%, с поправкой на инфляцию потребительского рынка рост реальных повседневных расходов не превысил 1-1,5%. К тому же, как и февральский, оказался самым низким за 5 лет наблюдений. При этом, половина роста объясняется тем, что март длиннее февраля.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2012 года выросли по сравнению с февралем 2012 на 14%.
Половина этого роста объясняется тем, что март длиннее февраля (обычно на 3 дня = 10%, но в этом году только на 2 = 7%). Вторая половина – реальный рост повседневного потребления.
Однако по сравнению с мартом 2011 года повседневные расходы в номинальном выражении выросли только на 7%. А с поправкой на инфляцию потребительского рынка рост реальных повседневных расходов не превысил 1-1,5%.
В марте, как и в феврале, рост повседневных расходов россиян оказался самым низким за весь период наблюдений. Напомним, потребительские расходы в реальном выражении в феврале 2012 года снизились на 4-5% по сравнению с февралем 2011. За пять лет наблюдений такое произошло всего лишь третий раз. Первые два случая были зафиксированы в июле и августе 2010, когда аномальная жара в европейской части России оказала угнетающее воздействие на повседневные потребительские расходы.
Рост индекса повседневных потребительских расходов в феврале и марте по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года – за все периоды наблюдений (%)
100% = значение соответствующего месяца предыдущего года
При этом впервые за все время наблюдений в марте доля непродовольственных товаров в повседневной корзине выросла с 26% до 36%, а доля продуктов питания, соответственно, снизилась с 74% до 64%. Обычно такое «смещение центра тяжести» в сторону непродовольственных товаров происходит в августе, в период подготовки к новому учебному году, и иногда – в декабре.
С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в марте 2012 по сравнению с мартом 2011 становится еще более заметным – его можно оценить как снижение на 10-12%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о росте реальных расходов на 30%. Рост расходов на повседневные покупки в марте по сравнению с февралем наблюдался во всех типах городов (4-6%) кроме миллионников. Там показатели остались на уровне февраля текущего года. Исключение составила только Москва со своим ростом в 15%. Тогда как в Санкт-Петербурге зафиксировано снижение уровня повседневных расходов на 3%.
Исходя из всех этих данных, можно сделать вывод, что снижение темпов роста потребительской активности на рынках товаров повседневного спроса, впервые зафиксированное в сентябре 2011 года и прерванное только высокими показателями января, приобретает характер все более устойчивого тренда.
Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений
100% = январь 2008-го года
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?