Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Потребление продолжает замедляться
Мартовский рост расходов россиян по сравнению с мартом 2011 составил 7%, с поправкой на инфляцию потребительского рынка рост реальных повседневных расходов не превысил 1-1,5%. К тому же, как и февральский, оказался самым низким за 5 лет наблюдений. При этом, половина роста объясняется тем, что март длиннее февраля.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2012 года выросли по сравнению с февралем 2012 на 14%.
Половина этого роста объясняется тем, что март длиннее февраля (обычно на 3 дня = 10%, но в этом году только на 2 = 7%). Вторая половина – реальный рост повседневного потребления.
Однако по сравнению с мартом 2011 года повседневные расходы в номинальном выражении выросли только на 7%. А с поправкой на инфляцию потребительского рынка рост реальных повседневных расходов не превысил 1-1,5%.
В марте, как и в феврале, рост повседневных расходов россиян оказался самым низким за весь период наблюдений. Напомним, потребительские расходы в реальном выражении в феврале 2012 года снизились на 4-5% по сравнению с февралем 2011. За пять лет наблюдений такое произошло всего лишь третий раз. Первые два случая были зафиксированы в июле и августе 2010, когда аномальная жара в европейской части России оказала угнетающее воздействие на повседневные потребительские расходы.
Рост индекса повседневных потребительских расходов в феврале и марте по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года – за все периоды наблюдений (%)
100% = значение соответствующего месяца предыдущего года
При этом впервые за все время наблюдений в марте доля непродовольственных товаров в повседневной корзине выросла с 26% до 36%, а доля продуктов питания, соответственно, снизилась с 74% до 64%. Обычно такое «смещение центра тяжести» в сторону непродовольственных товаров происходит в августе, в период подготовки к новому учебному году, и иногда – в декабре.
С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в марте 2012 по сравнению с мартом 2011 становится еще более заметным – его можно оценить как снижение на 10-12%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о росте реальных расходов на 30%. Рост расходов на повседневные покупки в марте по сравнению с февралем наблюдался во всех типах городов (4-6%) кроме миллионников. Там показатели остались на уровне февраля текущего года. Исключение составила только Москва со своим ростом в 15%. Тогда как в Санкт-Петербурге зафиксировано снижение уровня повседневных расходов на 3%.
Исходя из всех этих данных, можно сделать вывод, что снижение темпов роста потребительской активности на рынках товаров повседневного спроса, впервые зафиксированное в сентябре 2011 года и прерванное только высокими показателями января, приобретает характер все более устойчивого тренда.
Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений
100% = январь 2008-го года
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?