Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребление пива в России не собирается падать
Вступление в силу «антипивных» поправок к федеральному закону «О госрегулировании алкогольного рынка» (ФЗ-171) пока не отразилось на популярности пенного напитка среди россиян. По данным Росстата, в первой половине 2012 года потребление пива снизилось всего на 0,3%. При этом показатели одного из лидеров российского рынка – компании Sun InBev – заметно ухудшились. С начала года объем производства компании снизился на 9,5%.
Апокалиптические прогнозы пивоваров, предрекавших обвал отрасли накануне 2012 года, пока не оправдываются. Несмотря на введенные ограничения (сортами крепче 5 градусов нельзя торговать в ларьках и ночью) и рост розничных цен из-за повышения акциза на 33%, продажи напитка в первой половине 2012 года остались на уровне аналогичного периода прошлого года. Как следует из данных Росстата, с января по июнь россияне приобрели 518,1 млн декалитров пива, что всего на 0,3% меньше, чем годом ранее.
Из четырех ведущих игроков российского пивного рынка свои глобальные отчетности за первое полугодие представили лишь два – турецкая группа Anadolu Efes, консолидировавшая в России и на Украине активы компании SabMiller, и Sun InBev – российская «дочка» мирового лидера производства пива Anhauser Bush InBev. Отчетности Carlsberg и Heineken ожидаются во второй половине августа.
Как следует из отчета группы Efes (марки «Старый мельник», Efes Pilsner, Miller), объединение с бизнесом SabMiller обеспечило туркам ожидаемый рост объемов производства в первой половине 2012 года на 37%, до 103 млн дал. При этом на российские заводы приходится 71% продукции – чуть больше 73 млн дал. Данный объем соответствует 14% общего объема розничных продаж пива в России, представленного в документах Росстата. Учитывая, что до консолидации бизнеса SabMiller и Efes занимали примерно по 10% рынка, говорить о синергическом эффекте от слияния пока преждевременно.
Начало года не задалось и у Sun InBev (марки «Клинское», Stella Artois, Bud). На фоне глобального роста производства и финансовых показателей мирового лидера приведенная в отчете статистика по России – досадный диссонанс: в первом полугодии российские заводы компании сварили пива на 9,5% меньше, чем в январе–июне 2011 года. Падение объемов по итогам второго квартала оказалось еще значительнее – 10,2% к показателям годом ранее.
Основными факторами зафиксированного падения объемов производства в AB InBev считают слабость индустрии в отстаивании своих прав и ужесточение госрегулирования. В то же время, отмечают в компании, на российском рынке решено было сделать ставку на более высокомаржинальную премиум-продукцию. Во втором квартале 2012 года производство пива Bud увеличилось более чем на 50%, а рост другого премиального бренда – Stella Artois – с начала года составил 11%.
Эксперты и участники рынка считают, что об истинном положении дел на пивном рынке можно будет говорить только в конце нынешнего года. «Первая половина не слишком показательна, – заявил РБК daily менеджер одной из российских пивоваренных компаний. – Мы до мая держали прошлогодние цены, несмотря на рост налоговой нагрузки, и увеличили их лишь с приходом высокого сезона. К тому же основные запреты, которые ощутит на себе потребитель, еще не вступили в силу». По словам собеседника РБК daily, наибольший негатив пивовары ощутят с 1 января 2013 года, когда пиво любой крепости уберут из ларьков и запретят его продажу по ночам. «Многие, безусловно, перейдут на водку, – уверен собеседник РБК daily. – Ею запасаться на ночь и легче, и дешевле».
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, лидеры пивного рынка продолжат терять свои рыночные доли под напором отечественных средних и мини-пивоварен. «Еще несколько лет назад совокупная доля транснациональных пивоваров на российском рынке превышала 90%, – напомнил РБК daily г-н Дробиз. – Сегодня мелкие производители уже совокупно занимают примерно 15%, и эта тенденция будет только расти в ближайшей перспективе».
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?