Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребителям стало лучше ждать
Число ожидающих выхода из кризиса через год увеличилось
Индекс потребительских ожиданий по итогам второго квартала 2009 года, рассчитанный Росстатом, несколько улучшился. После обвала до отрицательных значений с сентября 2008 года он вырос по сравнению с последней оценкой на 3%, хотя его значение по-прежнему отрицательно — минус 32%.
Потребительские ожидания россиян во втором квартале немного улучшились, но по-прежнему находятся глубоко в «отрицательной» зоне: число ожидающих улучшения существенно меньше ожидающих ухудшения ситуации, свидетельствуют данные Росстата, опубликованные вчера. Во втором квартале 2009 года по сравнению с первым индекс поднялся на 3 п. п. и составил минус 32%. Росстат приводит еще сравнительные1 данные за второй квартал 2008 года, когда значение индекса составило минус 2%. Такой резкий перепад потребительских настроений как в России (снижение в 16 раз) зафиксирован Евростатом в Польше (с минус 1% до минус 29,2%), Австрии (с 1,6% до минус 21,5%), Нидерландах (с 1,4% до минус 14,7%). Положительным значение российского индекса было еще в третьем квартале 2008 года. В четвертом квартале 2008 года оно упало до минус 20% и продолжило падение в январе—марте до минус 35%.
Статведомство ежеквартально опрашивает 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше и подсчитывает индекс потребительской уверенности, который рассчитывается как среднее значение пяти различных индексов и отражает совокупные потребительские ожидания населения. «Положительные сдвиги связаны с относительным повышением доли позитивных оценок ожидаемых через год изменений в экономике и собственного материального положения»,— объясняет квартальные изменения Росстат. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу вырос на 12% и составил минус 15%. Прибавил 11% индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении и составил минус 15%. Индекс происшедших изменений практически не изменился — минус 53%.
Насколько россияне уже прочувствовали кризис на себе, свидетельствует снижение индекса происшедших изменений в личном материальном положении. Он продолжил падать во втором квартале и составил минус 32% против минус 25% в первом квартале 2009 года. Снижение произошло за счет увеличения на 7%, до 58%, доли россиян, которые считают, что их материальное положение ухудшилось. «По мнению респондентов, на ухудшение ситуации повлияло в основном уменьшение размеров их заработка и других доходов (на это указали 73% ответивших отрицательно)»,— поясняет Росстат. За три месяца не изменились индекс благоприятности условий для крупных покупок (минус 45%) и индекс благоприятности условий для сбережений (минус 60%).
Эту группу индексов Росстат рассчитывает с 1998 года, однако, в отличие от ЕС и США, где публикация новостей о динамике подобных индексов способна вызвать краткосрочные колебания глобальных рынков, она непопулярна. Впрочем, экономисты видят в потребиндексах Росстата индикатор ситуации со спросом в отсутствие других данных: «Если индекс является частью исследования домохозяйств, то выборка адекватна, этим данным можно доверять. По динамике реальных доходов трудно определить изменение внутреннего спроса»,— говорит Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в РФ. В инвестбанках, напротив, индексы Росстата доверия не вызывают. Владимир Тихомиров из «Уралсиба» констатирует: «Я для себя отмечаю индекс потребительской уверенности, но на него не ориентируюсь. Я не очень доволен опросными индексами, особенно по РФ. Россия — страна очень неровная в региональном развитии, что негативно отражается на качестве выборки. Это касается не только опросов Росстата — данные таких опросов не совпадают со статистикой».
Тем не менее интерес к опросным индексам Росстата в 2009 году больше. «Последние три-четыре года внутреннее потребление было и остается одним из основных факторов экономического роста,— говорит Сергей Улатов.— Индекс Росстата подтверждает наше предположение о том, что снижение внутреннего спроса будет негативно влиять на темпы роста ВВП».
Дарья Николаева, Алексей Шаповалов, Елена Фукс, КоммерсантЪ
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.