Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 379

Поделиться

Потребительская уверенность россиян вернулась в 1999 год

 

Россияне становятся все пессимистичнее: уровень потребительской уверенности населения в первом квартале 2009 года опустился до десятилетнего минимума, выяснил Росстат. Впрочем, сюрпризом это не стало: россияне уже почувствовали кризис на себе и начали экономить на всем, включая продукты питания. И если раньше граждане делали накопления на отдых и покупку автомобиля, то теперь они откладывают средства главным образом на лечение. Эксперты надеются на стабилизацию во втором квартале, но зависеть это будет от общей ситуации в экономике. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в I квартале до значения "-35%" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные опубликовал Росстат. По сравнению с четвертым кварталом 2008 года индекс снизился на 15 пунктов. Так пессимистично россияне не были настроены уже десять лет - с 1999 года. Откуда столько пессимизма Настроение граждан продолжает уходить в глубокий минус по мере того, как они осознают произошедшие негативные изменения в экономике России. Данные оценивались по всему кварталу в целом, а январь и февраль были месяцами негативных ожиданий и колебаний, говорит Игорь Поляков, ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. На настроение населения повлиял не только тот факт, что из-за негативных ожиданий им пришлось экономить, но и то, что снижение уровня благосостояния вынудило их, скорее всего, использовать часть накоплений, говорит эксперт. На средства накоплений делались покупки, которые давно откладывались, или приобретались товары, на которые ожидался существенный рост цен, считает Поляков. Сыграли свою негативную роль и девальвационные ожидания, которые поутихли только в конце февраля - начале марта, отмечает собеседник. Несомненно, россияне почувствовали кризис на себе только тогда, когда стали снижаться их доходы. Так, в январе-феврале хотя и не было падения уровня реальной заработной платы, но ее прирост составил только 0,1%, многие лишились работы (по данным Минздравсоцразвития, почти 281 тыс. россиян с октября 2008 года остались без работы), а задолженность по зарплате на 1 марта составляла плюс 73% к 1 января, говорит Поляков. Он также отмечает, что потребление непродовольственных товаров в феврале впервые за 10 лет снизилось - минус 3%. При этом на возможные положительные изменения в экономике России указали всего 13% опрошенных, а вот негативных изменений в экономике ожидают более 48% респондентов. Игорь Поляков ожидает, что ситуация может стабилизироваться во втором квартале, однако, добавляет он, это зависит от общей ситуации в экономике. Источник: Росстат Денег нет, но привычки остались По данным исследовательской компании Synovate Russia, в августе 2008 года экономили только 40% россиян, а в марте нынешнего года - уже 63%. По сравнению с февралем на 4% выросло в марте число потребителей, ищущих, где можно сделать покупку по более выгодной цене. Стало меньше тех, кто совершает импульсивные покупки - всего 3% по сравнению с 12% в августе 2008 года, отмечается в исследовании. Радикально сократилась доля покупателей товаров роскоши: с 10% в августе прошлого года до 1% в марте 2009 года. Однако отказываться от привычного образа жизни россияне не спешат. По данным исследования Profi Online Research, 15% населения ищут места, где привычные услуги стоят дешевле, а 13% потребляют их реже или в меньшем объеме. Россияне копят на лечение Копить деньги, разумеется, хотел бы почти каждый, но во времена кризиса у одного из десяти россиян нет такой возможности или они считают это бессмысленным. Как выяснил Росстат, если еще в прошлом году граждане оптимистично откладывали деньги на покупку автомобиля, отдых, благоустройство жилья (39,5%), то теперь россияне копят на лечение (29,2% против 10,9% годом ранее). При этом россияне ждут, что будут дни еще "чернее", и продолжают откладывать на этот случай так же активно, как и до кризиса - 15,6% (15,9% годом ранее). Интересно, что стало больше желающих накопить на покупку квартиры - 24,4% против 15,7% годом ранее. Оптимистов мало Впрочем, россияне далеко не самые пессимистичные в мире. Так, еще более низкие индексы потребительской уверенности отмечаются в Венгрии (-67,6%), Греции (-55,8%), Португалии (-54,4%), Литве (-54,1%), Латвии (-51,7%). Самыми большими оптимистами стали датчане - индекс потребительской уверенности в Дании за квартал составляет всего -3,5%. Относительно сдержанный настрой россиян на будущее, несмотря на ухудшение своего положения, многие эксперты объясняют тем, что у соотечественников богатый опыт проживания в плохих экономических условиях.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами