Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребители сэкономили на ремонте
Темпы роста рынка товаров для дома упали
Российский рынок товаров для дома и строительства (DIY; do it yourself) в 2011 году снизил темпы роста: он увеличился до 770 млрд руб, показав рост всего на 20,3% против 28-процентного прироста в 2010 году, подсчитала компания Infoline. Люди экономят на ремонте, ожидая новый кризис, считают эксперты.
Емкость рынка товаров DIY в 2011 году составила 770 млрд руб., что на 20,3% больше, чем в 2010-м, подсчитала компания Infoline в ходе исследования, проведенного совместно с организаторами выставки «МосБилд». Если не считать кризисный 2009 год, прошлогодние темпы роста рынка самые низкие за последние шесть лет: в 2010-м рынок вырос на 28%, в 2006–2008 годах – на 25–27% в год, в 2009-м – упал на 12%. Многие отказались от ремонта в первом квартале 2012-го, что отразилось на продажах конца 2011 года, считает гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он связывает падение спроса на товары для дома и ремонта с негативными ожиданиями потребителей в отношении экономической ситуации. «Риски наступления рецессии в России в случае снижения цен на нефть и стабилизация объемов ввода жилья в 2012 году приведут к снижению темпов роста рынка DIY в сопоставимых ценах»,– предполагает эксперт. По его расчетам, в 2012 году рынок вырастет всего на 16–17%, причем увеличение произойдет преимущественно за счет роста цен.
«Мы не заметили снижения спроса. Например, люди с низким достатком во второй половине 2011 года стали тратить больше»,– удивлен выводам Infoline гендиректор сети «Метрика» Алексей Иовлев. Такие покупатели позволяли себе небольшие траты – меняли люстру, переклеивали обои, говорит он. Член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич считает, что рынок все еще чувствует последствия кризиса 2008–2009 годов, когда снизились темпы строительства жилья.
По подсчетам Infoline, в 2011 году 40 крупнейших ритейлеров DIY-рынка увеличили свои торговые площади на 296,7 тыс. кв. м, до 2,2 млн кв. м (в 2010 году – на 203,4 тыс. кв. м). Среди крупнейших ритейлеров торговые площади активно наращивали российские «Метрика» (на 46%, до 124,8 тыс. кв. м) и «Трест СКМ» (на 28,8%, до 94,9 тыс. кв. м), а также французская сеть Castorama (на 24,9%, до 152,3 тыс. кв. м).
Но продажи росли быстрее у международных операторов: Castorama нарастила выручку на 35%, Leroy Merlin – на 29,7%, OBI – на 22% (см. таблицу). Иностранные ритейлеры могут позволить себе развивать более капиталоемкий формат гипермаркета, в то время как российские операторы в последнее время инвестируют в строительство супермаркетов и мелкооптовых строительных баз, которые не дают высоких показателей продаж с 1 кв. м, объясняет Михаил Бурмистров. Выручка с 1 кв. м в год в гипермаркете варьируется от $2 тыс. до $10 тыс., в супермаркете – от $2 тыс. до $4 тыс., строительные базы наторговывают на $1,5–3 тыс. с 1 кв. м год, говорит господин Бурмистров. В среднем открытие гипермаркета площадью 10 тыс. кв. м обходится в $30 млн, запуск супермаркета или строительной базы общей площадью 1–5 тыс. кв. м – всего в $1–4 млн.
В ближайшие годы на DIY-рынке крупных городов продолжат доминировать западные игроки, а российским сетям для подержания темпов роста нужно активнее развиваться в городах с населением до 1 млн человек, считает исполнительный директор СТД «Петрович» Виктор Адамов.
Ксения Шамакина, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?