Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребители берут кредиты на разогрев инфляции
Торговцы боятся спада спроса из-за «перекредитованности» населения, а также пытаются повысить цены, чтобы компенсировать рост тарифов монополий и обеспечить себе «справедливую» торговую наценку, свидетельствует опрос ВШЭ. О том, что потребительский спрос останется драйвером роста всей экономики, никто уже не думает
Бурный рост розничной торговли и столь же бурный оптимизм торговцев сменились в III квартале 2012 года ожиданиями стагнации и роста инфляции одновременно.
У ретейлеров растут опасения, что «перекредитованное» население вскоре сбавит потребительскую активность. При этом сами торговцы повышают цены на товары, и повысили бы их еще сильнее, если бы им позволял спрос.
Это особенно настораживает, если учитывать, что рост розничного оборота записан на годы вперед в качестве главного драйвера роста российской экономики в свежем прогнозе Минэкономразвития.
Торговцы впали в пессимизм
Деловая активность в ретейле еще растет, но уже гораздо менее энергично, чем в первой половине года. Такой вывод сделали специалисты Института статистических исследований ВШЭ на основании последнего проведенного Росстатом опроса 4000 руководителей организаций розничной торговли.
Индекс предпринимательской уверенности в секторе (разница между долей ожидающих позитивные и негативные изменения) в III квартале составил +7%, что на 2 п.п. ниже, чем квартал назад.
Впечатляющие показатели начала 2012 года ретейлу подпортил рост тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля и вызванный этим ценовой всплеск в других отраслях производства.
Для розничной торговли это обернулось увеличением транспортных расходов и арендных ставок. Значительная часть ретейлеров (45%) откликнулось на это повышением цен.
Учитывая второй этап индексации тарифов с сентября, «в ближайшие месяцы инфляционный фон будет нарастать и в IV квартале достигнет своих максимальных значений за текущий год», делают вывод авторы исследования. Того же ожидает большинство опрошенных.
Руководители торговых организаций уверены, что потребители явно им недоплачивают. По их мнению, торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек и обеспечила бы необходимый уровень рентабельности, должна быть около 40%. В реальности же она колеблется в районе 27%.
Повысить наценку им мешает падение спроса: на недостаточный платежеспособный спрос указывают 48% респондентов, что на 2 п.п. больше, чем за три месяца до этого.
Спрос растет в непродовольственном секторе, где велика доля покупок в кредит. Но удовлетворяется он в основном за счет импортных товаров. Их доля в непродовольственной группе выросла до 45%, в продовольственной – до 22%.
В среднем треть покупаемых товаров – импортные.
Таким образом,»один из ключевых драйверов посткризисного восстановления российской экономики» теряет свою эффективность, предупреждаются исследователи.
В значительной степени улучшение ситуации в ретейле в предыдущие три квартала происходило не за счет роста реальных доходов населения, а благодаря «активному расходованию сбережений и увеличению потребительского кредитования», обращает внимание директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
«Перекредитованность» населения, а также повышение ставки Центробанком могут привести к тому, что банки начнут повышать проценты по кредитам, что сведет и без того слабый рост в торговле на нет.
Вадим Новиков, Российская академия народного хозяйства и госслужбы
«Не так важно, растут или не растут цены. Главное – что происходит с реальными доходами населения. Люди становятся беднее или богаче. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в январе-августе этого года были на 3,6% выше, чем в том же периоде прошлого года. Не сильно, но достаток населения вырос. Хотя помесячная статистика в июле-августе действительно демонстрирует стагнацию реальных доходов по сравнению с предыдущими месяцами.
Если перекредитованность и может являться какой-то причиной для ухудшения предчувствий в ретейле, то в только в непродовольственном секторе. Продукты в кредит мы в любом случае не покупаем.
Возможно, причины ухудшения самочувствия в ретейле надо искать в чем-то другом. Например, в масштабных увольнениях работников, которые зафиксированы конъюнктурными опросами Института экономической политики».
Сергей Цухло, завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара
«Промышленность в июле отреагировала на индексацию тарифов естественных монополий более интенсивным повышением своих отпускных цен, чем во II квартале 2012 года. Но в августе и сентябре вернулась к минимальному росту отпускных цен, как это наблюдалось в предшествующие июлю три месяца. Сентябрьская индексация ряда тарифов на ценах отечественных производителей уже не сказалась никак. И вполне возможно промышленный рост по итогам сентября чуть-чуть увеличится.
От роста кредитования в большей степени выигрывают импортные производители. В отличие от 90-х годов, когда рост цен на импорт приводил к повышению спроса на более дешевые отечественные товары, сейчас удорожание импортных товаров выливается в увеличение спроса на кредиты, чтобы купить импорт. И население, и предприятия стали богаче. У нас мало отечественных производителей, которые могут на равных конкурировать с зарубежными компаниями. Разве что в производстве продуктов питания.
Но наша промышленность не сильно озабочена конкуренцией с импортом. Во II и III кварталах 2012 года только четверть промпредприятий считали, что импорт сдерживает рост их выпуска».
Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)
С точки зрения крупных то сетей, никаких негативных тенденций в III квартале 2012 года мы не видим. У нас нормальная прогнозируемая ситуация, достаточно хороший рост. Возможно, макроэкономическое положение сейчас и диктует не очень хорошее состояние спроса, но наверное, это в первую очередь чувствуют на себе малый и средний бизнес. Может быть, покупатели оттуда идут в наши магазины. Я не буду этого отрицать.
Цены на наших прилавках в июле увеличивались только пропорционально повышению цен наших поставщиков, производителей. Но это не было повсеместным. А свои наценки мы не меняли. Увеличение транспортных расходов, стоимости аренды в больших сетях – это десятые доли процента от товарооборота. Для цен на прилавке – это незначительные величины. Невооруженным взглядом их не увидишь.
И неудовлетворенность размером наценки тоже в первую очередь высказывает малый и средний бизнес. У нас все гораздо более скромно. Средняя наценка, учитывая все выплаты и бонусы поставщиков, составляет 25-30%. На каких-то товарах наценка может быть и 50-80%, но на каких-то – нулевая.
В IV квартале мы возлагаем большие надежды на предновогоднюю торговлю. Никаких причин для того, чтобы она в этом году сорвалась, мы не видим».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?