Декоративное изображение
3 579

Поделиться

Поставщиков поставили перед факторингом

X5 согласовывает с ФАС новый бизнес

Компания X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка» и др.) уведомила Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что собирается заняться новым бизнесом — оказывать поставщикам услуги факторинга. По сути, ритейлер будет оплачивать поставки в более короткие сроки в обмен на определенную скидку. X5 хочет убедиться, что ФАС не расценит это как нарушение закона «О торговле», разрешающего только скидку за объем продаж — не более 10%.

В письме гендиректора X5 Льва Хасиса к главе ФАС Игорю Артемьеву от 29 декабря 2010 года (есть в распоряжении “Ъ”) подчеркивается, что услуги факторинга будут предлагаться «на экономически выгодных для поставщиков условиях». «Плата будет ниже той, которую они платили бы факторинговым компаниям»,— обещает директор по корпоративным отношениям X5 Михаил Сусов. По его словам, для ритейлера это будет «незначительная статья доходов».

«Правильно ли мы понимаем, что заключение компаниями группы X5… с поставщиками… договоров займа… не является нарушением закона “О торговле” и антимонопольного законодательства?» — пишет господин Хасис. «Мы относимся к этой инициативе сетей положительно, если в соответствии со ст. 13 закона это не будет “навязыванием”»,— заявил вчера заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Факторинг — разновидность кредитования: факториноговая фирма приобретает у клиента право на взыскание причитающегося ему долга в размере 100%, погашая ему часть долга сразу же — до 70–90%. В результате клиент получает возможность быстрее вернуть долг за определенную комиссию.

X5 Retail Group — крупнейшая в России торговая компания, контролируется «Альфа-групп». На 31 декабря прошлого года под управлением X5 находилось 2,469 тыс. магазинов в России и на Украине. Чистая выручка в 2010 году — $13,047 млрд (с учетом приобретенной сети «Копейка»), капитализация вчера — $12,65 млрд.

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), объем рынка факторинговых услуг в России в 2010 году составил 500 млрд руб. (в 2009-м — 360 млрд руб.). Лицензирование этой деятельности больше не предусмотрено: в апреле 2009 года в ст. 825 Гражданского кодекса были внесены изменения, согласно которым факторинговые договоры может заключать любая коммерческая организация. По данным АФК, шестая часть поставок в торговые сети оплачивается на факторинговые счета, средняя финансируемая отсрочка составляет 50 банковских дней, максимальная — 180.

До вступления в силу закона «О торговле» 1 февраля 2010 года сроки оплаты поставок никак не регулировались, сети договаривались с поставщиками на индивидуальных условиях, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Часто поставщикам приходилось ждать денег два-три месяца. Закон установил предельный срок оплаты за скоропортящиеся товары — десять календарных дней, за продукты с месячным сроком хранения — 30 дней, за остальные — до 45 дней. По закону сети не имеют права включать в договор поставки никакие бонусы, кроме скидки за объем поставок товара: она не может превышать 10%.

По словам директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, доходность факторинга в продуктовом ритейле в ноябре—декабре 2010 года составляла 8–11% годовых. «В целом по рынку факторинговых услуг это показатель варьируется в пределах 7–25% годовых. Тенденция за последние полгода такова, что ставки для поставщиков приблизились к значению ставок по обычным кредитам»,— говорит господин Носов.

По подсчетам АФК, факторинг позволяет увеличить оборот поставщика на 25–40% в год. «Если розничные сети, обладающие свободными финансовыми ресурсами, захотят использовать их для фактически досрочного выкупа своей задолженности за поставленный им товар, то мы будем это приветствовать, так как конкуренция на рынке провайдеров факторинговых услуг вырастет»,— считает Максим Протасов, председатель совета директоров P-Holding, поставщика овощных консервов и паштетов. Важно только, чтобы поставщики при этом могли сотрудничать с любой факторинговой компанией, подчеркнул он.

Основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий говорит, что ему факторинг неинтересен: «Пускай этим занимаются банки». По словам совладельца группы «Виктория» Александра Зарибко, его сети в этих операциях «не видят экономической выгоды». «Теоретически, при значительных свободных остатках денежных средств, такая схема, как и любой иной непрофильный бизнес, осуществима. Но мы не рассматриваем вариант создания структуры по факторингу»,— присоединяется пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова.

Дарья Шиенок, КоммерсантЪ

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами