Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Поставщики все чаще прибегают к продаже долгов ритейлеров факторинговым компаниям
Накопившаяся задолженность ритейлеров перед поставщиками вынуждает последних чаще прибегать к дорогостоящим услугам факторинговых компаний. По данным банков, количество обращений к их факторинговым подразделениям от производителей за последние две-три недели выросло в два раза. Ставки по факторинговым кредитам традиционно дороже банковских (18-20% годовых против 12-16%), а в кризисной ситуации некоторые банки подняли их до небывалых 35% годовых.
Заместитель руководителя направления факторинга компании "Лайф" (контролируется Пробизнесбанком) Александр Федоров говорит, что за последние три недели количество запросов в его компанию от поставщиков товаров повседневного спроса (продуктовая и непродуктовая группа) выросло в два раза. Директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов говорит, что у них количество заявок выросло за последние две недели в 1,5 раза. Повышенный спрос на услуги факторинга подтвердили также в компаниях "Еврокоммерц", "Траст" и Металлинвестбанке. Директор по маркетингу межрегиональной факторинговой компании "Траст" Людмила Климанова говорит, что традиционно вторая половина года — сезон для факторинговых компаний, но в этом году в сентябре "наблюдался почти ажиотажный интерес". По ее мнению, одна из причин — обострившийся кризис ликвидности, который сильно ударил по ритейлерам, а затем и по их поставщикам.
Поставщики и раньше пользовались услугами факторинговых компаний, говорит господин Федоров, но сейчас тема стала более актуальной: многие ритейлеры не могут получить банковские кредиты, в связи с чем увеличивают отсрочку по оплате за поставленный товар в два-три раза — до 60-90 дней, в отдельных случаях еще больше. Факторинг дает возможность поставщику получить почти всю сумму за поставленный в сеть товар сразу: факторинговая компания обычно выплачивает сразу после поставки в магазины 85-90% суммы договора, рассказывает Александр Федоров. Оставшуюся сумму за вычетом комиссии (составляет 1,5-3% от стоимости поставки, зависит от длительности отсрочки платежа) поставщик получит, когда с факторинговой компанией расплатится сеть.
Быстрорастущий спрос на факторинг в период кризиса уже привел к подорожанию этой формы заимствования, говорит Виктор Носов. Промсвязьбанк уже поднял ставки, отметил он, но цифры не назвал. Представитель финансового департамента компании "Паритет" (производитель обуви, работает с крупными российскими сетями гипермаркетов) говорит, что раньше занимал у Металлинвестбанка под 16-18% годовых, но с сентября ставка выросла до 20-25% годовых, а при покупке долга "сложных ритейлеров" — до 35% годовых. В частности, к таким ритейлерам Металлинвестбанк, по словам сотрудника "Паритета", отнес немецкую Metro Group, отсрочка по платежам которой часто составляет 60-90 дней.
Ставки растут по нескольким причинам, объясняет Александр Федоров: "Во-первых, кредиты для самих факторинговых компаний из-за кризиса тоже подорожали, мы сейчас занимаем под 20-22% годовых, раньше — на 5% дешевле. Во-вторых, выросли риски неполучения платежей от сети. Чем они выше, тем выше ставка для поставщика". Поставщик башкирской сети "Матрица" говорит, что ему недавно пришлось прибегнуть к дорогостоящему кредиту факторинговой компании. "У сети постоянные перебои с платежами, из-за этого мы сами стали задерживать платежи своим контрагентам",— объяснил он.
Кризис ударил в первую очередь по мелким поставщикам, уверена член правления "Вимм-Биль-Данна" (ВБД) Марина Каган. ВБД, по ее словам, не планирует пользоваться факторинговыми услугами. "Мы имеем возможность просто договариваться с ритейлерами",— пояснила она. Сотрудник отдела продаж ГК "Русский алкоголь" рассказал, что работает по факторингу, но только если речь идет об "очень сложной сети". Он опасается, что до конца года компании придется чаще использовать такой способ кредитования. Гендиректор мясной компании "Мириталь" Алексей Фролов называет "факторинговый кредит грабительством, это интересно только небольшим поставщикам, которые не могут получить обычные кредиты". Он говорит, что на розничные сети приходится только 35% продаж "Мириталя", и если ритейлеры будут задерживать платежи более чем на 90 дней, компания откажется от этого канала сбыта.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?