Декоративное изображение
3 190

Поделиться

Поставщики пожаловались на «входные бонусы»

 в «Ашане», «О’кей» и «Ленте»

Вечные оппоненты – торговые сети и их поставщики – начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения антимонопольной службы. Созданная самими компаниями комиссия потребовала от «Ашана», «О’кей» и «Ленты» не взимать с производителей плату при открытии новых магазинов – этот бонус доходил до 3% выручки. Если мирно договориться не удастся, дело будет передано в ФАС.

В распоряжении РБК оказались письма Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) к генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из «Ленты», Тони Майеру из «О’кей» и Жан – Пьеру Жермену из «Ашан Россия». МЭС сообщил сетям, что Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик – «третейский суд» для ретейлеров и поставщиков – получает жалобы от производителей на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов. В частности, сети брали плату за «обеспечение представленности товаров в новых (открываемых) торговых объектах», по сути – «входные бонусы». Подобные практики, напоминает комиссия, признаны недобросовестными, а навязывание маркетинговых услуг и вовсе запрещено законом «О торговле».

Сети должны ответить на претензии не позднее 18 июля. Если ответа не последует и бонусы с поставщиков по – прежнему будут взиматься, следующее заседание комиссии по этому вопросу посетят представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минпромторга.

После вступления в силу резонансного закона «О торговле» в 2010 году ретейлеры отчаянно пытаются показать властям, что могут самостоятельно вырабатывать механизмы регулирования отрасли и вмешательство государства им не нужно. Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик была учреждена 22 августа 2013 года, в нее вошли, в частности, президент группы «Дикси» Илья Якубсон, совладелец «М.Видео» Александр Тынкован, предправления «Союзмолока» Андрей Даниленко и глава «Руспродсоюза» Максим Протасов. Решения комиссии носят рекомендательный характер, но если к ним не прислушиваются, дальнейшее разбирательство происходит с участием ФАС . В мае 2014 года торговцы и поставщики договорились, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение о применении норм кодекса.

В сети «Лента» получение письма подтвердили, однако ответить на него еще не успели. «Лента» намерена работать вместе с другими торговыми сетями над выполнением положений кодекса», – заверила директор по связям с общественностью и госорганами Анна Мелешина. В «Ашане» и «О’кей» писем от комиссии еще не получали.

С жалобой на сети в комиссию обратилась Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции (объединяет крупнейшие отраслевые предприятия, такие как «Эфко», «Юнилевер», «Нэфис»). Она утверждает, что ее члены были вынуждены перечислять ретейлерам до 3% их годового товарооборота в этих сетях. Платежи за открытие новых торговых точек зависят от формата магазина и величины поставщика, говорит один из производителей, пожелавший остаться неназванным. По данным другого источника, крупные сети могут брать с поставщика при открытии новой торговой точки до 0,6 млн руб., небольшие сети – 1,5 тыс. руб. за одну ассортиментную позицию на одну новую точку.

Оформляются такие услуги как рекламирование товара, поставляемого в новые торговые центры, или проведение в новом магазине исследования покупательского спроса и рынка сбыта товаров заказчика, добавил собеседник РБК.

Директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорит, что большинство торговых сетей уже отказались от взимания подобного вида платежей. Один из поставщиков мясной продукции рассказал РБК, что бонус за открытие новых магазинов взимают в основном торговые сети из «второго эшелона».

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отмечает, что недавно по поручению первого вице – президента Игоря Шувалова антимонопольное ведомство провело опрос среди поставщиков сетей о том, как сети перестраивают свою работу с ними. Многие ретейлеры отказываются от сложных неэластичных схем с бонусами, утверждает он, вместо этого они требуют меньшую закупочную цену.

Анна Левинская, Алексей Кузьменко, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами