Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 663
Поделиться
Поставщики Metro разжалобили ФАС
Федеральная антимонопольная служба (
ФАС
) инициировала проверку деятельности российской "дочки" Metro Group ООО "Метро кэш энд кэрри" в 2008-2009 годах и в начале 2010 года по жалобе ее поставщиков. ФАС хочет сравнить практику работы сети до и после вступления в силу закона "О торговле" и не исключает наличия его нарушений со стороны Metro. Во второй половине года, когда все нормы закона заработают, ФАС обещает проверить и других ритейлеров.
20 января ФАС начала плановую выездную проверку в отношении деятельности ООО "Метро кэш энд кэрри" (операционная компания сети гипермаркетов Metro Cash&Carry; входит в состав Metro Group), говорится в требовании о предоставлении информации, направленном поставщикам сети. В этом письме ФАС запрашивает с поставщиков ритейлера копии договоров поставки за 2008-2009 годы, акты о разногласиях в переговорах, данные об общих объемах поставок в сеть, суммы дополнительных выплат (в виде бонусов, штрафов, маркетинговые и рекламные услуги, не связанные с основным договором и проч.), информацию об отсрочках платежей. Помимо этого поставщикам предложено ответить на 12 вопросов: ФАС интересуется, как отличаются условия поставок в Metro от условий работы с другими сетями, как менялся за последний год состав и количество дополнительных выплат в пользу Metro, есть ли возможность у поставщика отстаивать в ходе переговоров выгодные для него условия и отклонять невыгодные. Требования, направленные поставщикам, подписаны замглавы ФАС Андреем Кашеваровым.
Господин Кашеваров подтвердил, что проверка ООО "Метро кэш энд кэрри" ведется: он утверждает, что конце прошлого года она была внесена в план ведомства из-за многочисленных жалоб поставщиков на ритейлера. Подробности он не раскрыл. Проверяются не только старые договоры, но и договоры на 2010 год, утверждает начальник управления контроля официальной сферы и торговли центрального аппарата ФАС Тимофей Нижегородцев. В ходе проверки ФАС может выявить возможные нарушения закона "О торговле", вступившего в силу 1 февраля 2010 года (в частности, запрещает любые бонусы, кроме объемной скидки; на переписывание договоров ритейлерам отведен срок до 1 августа), считает он. Старые договоры изучаются, чтобы сравнить практики сети до и после вступления в силу закона.
Директор по корпоративным и внешним отношениям ООО "Метро кэш энд кэрри" Оксана Токарева говорит, что по согласованию с ведомством, сеть направила в ФАС копии договоров с 74 поставщиками в Москве и области и Санкт-Петербурге. В выборку попали мелкие, средние и крупные поставщики, утверждает госпожа Токарева. Всего же, по ее подсчетам, сеть сотрудничает с 5 тыс. компаний.
Немецкий ритейлер Metro Group (выручка за девять месяцев 2009 года — €46,1 млрд) представлен в России сетями Metro Cash&Carry (48 магазинов), Real (15 магазинов) и Media Markt (21 магазин). По итогам 2008 года, сеть Metro Cash&Carry была третьим продуктовым ритейлером в России после Х5 Retail Group и "Магнита" с выручкой около $5,077 млрд.
Как и все сети, Metro взимает с поставщиков бонусы за открытие новых магазинов, за промоакции, услуги мерчендайзеров и прочее (суммарные выплаты могут составлять в среднем 15-30% от суммы поставки). Тем не менее в работе с Metro есть "уникальные" условия, выделяющие ее как самую требовательную и "наглую" сеть, жалуются поставщики, не раскрывая своих имен. Так, ритейлер уже давно работает по схеме, которая обычно удлиняет зафиксированный в договоре срок оплаты поставленного товара, на 30%. Федеральный контракт с Metro (подписывается практически со всеми крупными поставщиками Москвы, утверждают они) обязывает поставщика работать со всеми торговыми точками сети, в том числе в отдаленных от столицы регионах. Самостоятельная доставка товара в такие города затруднительна для поставщика, поэтому он оплачивает Metro логистические услуги, которые осуществляет ООО "МГЛ Метро групп логистик". Но товар переходит в собственность Metro не в момент передачи его МГЛ, а только после его отгрузки на склад каждой торговой точки. Кроме того, МГЛ отправляет счета-фактуры поставщику обратно, если в них были сделаны исправления (например, принято было не восемь товарных позиций, а семь). Собеседник признает такую систему законной, но называет "жесткой" для поставщика. Другой неприятный момент работы с Metro — плата за бонусы без предупреждения списывается из дебиторской задолженности, говорит другой поставщик сети. С такими списаниями согласны не все: к примеру, ООО "Фаэтон" частично добилось в арбитражном суде Московской области от ООО "Метро кэш энд кэрри" и ООО "Реал-гипермаркет" возврата бонуса. Только в арбитражный суд Москвы к ООО "Метро кэш энд кэрри" с начала года было подано 14 исков от поставщиков в категории "экономические споры по гражданским правоотношением". Для сравнения: к ЗАО "ТД "Перекресток"", одной из основных операционных компаний Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) подан всего один иск, к сети "Копейка" — три иска.
К 1 августу Metro, как и другим сетям, придется изменить многие условия: сократить отсрочки, вывести бонусы в отдельный договор и др. Сейчас же шансы выявить нарушения закона "О торговле" в Metro минимальны, уверен адвокат "Юков, Хренов и партнеры" Дмитрий Лобачев.
Metro— не единственная сеть, на кого жалуются поставщики, утверждает Тимофей Нижегородцев. Большинство плановых проверок центральный аппарат ФАС планирует провести во втором полугодии 2010 года: тогда вступят в силу все положения закона "О торговле" и проверки будут показательны. Внеплановые проверки тоже будут, говорит чиновник, не раскрывая названия этих сетей. Штрафы за нарушение закона "О торговле" еще не утверждены. ФАС предлагает штрафовать руководителей компаний на 30-50 тыс. руб., юридические лица — на 0,7-1 млн руб. Чиновников тоже будут штрафовать за дискриминацию торговых сетей — на 30-50 тыс. руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет.
Ъ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?