Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Последствия финкризиса поссорили ритейлеров с дистрибьюторами
Финансовый кризис всего за пару месяцев сумел опустошить полки магазинов некоторых сетей, задолжавших поставщикам круглые суммы. Взаимоотношения ритейлеров и дистрибьюторов замкнулись в кольцо. Первые, нуждаясь в оборотных средствах и лишившись возможности перекредитоваться в банках, увеличили отсрочки по платежам поставщикам. Те, в свою очередь, прекратили отгрузки. Сейчас сети утверждают, что практически все проблемы с дистрибьюторами по оплате решены, но поставщики так не считают. Ритейлеры же обвиняют поставщиков в недобросовестности и необоснованном повышении отпускных цен.
В начале осени в Арбитражный суд Москвы начали в больших количествах поступать иски от компаний-поставщиков к ритейлерам. Своеобразными рекордсменами стали такие сети, как «Самохвал» (164 иска) и «Мосмарт» (139 исков). Дистрибьюторы жаловались на слишком длинные отсрочки по платежам: некоторые задолженности превышали сумму 10 млн руб. По словам поставщиков, компании просили их отложить расчеты на срок от одного до трех месяцев. Наиболее длинную отсрочку у своих поставщиков попросила группа компаний «Вестер». В ноябре 50 компаний из 4,5 тыс. поставщиков, работающих с этой сетью, получили письма, в которых ритейлер попросил предоставить «дополнительный кредит на сумму текущей дебиторской задолженности до 1 сентября 2009 года». Со своей стороны компания пообещала не допускать просрочек оплаты товара, поступающего после 10 октября 2008 года.
Ритейлеры оправдываются: большие задолженности перед дистрибьюторами возникли из-за кризиса ликвидности и невозможности получить кредиты в банках. «В первую очередь пострадали компании, которые сами занимались строительством магазинов, а также те, у кого дела шли не очень хорошо», — уверен управляющий партнер сетей «Марка» и «Гастрономчикъ» Дмитрий Потапенко. «Задолженность возникла из-за банков, которые не могут перекредитовать сети», — уточнил председатель совета директоров «Вестера» Олег Болычев. У сетей остался лишь один источник средств на финансирование текущей деятельности — кредит у собственных поставщиков.
В компании «Мосмарт» говорят, что с большей частью поставщиков расчеты уже произведены. В «Самохвале» не смогли прокомментировать ситуацию с оплатой договоров о поставках. В конце года «Вестер» сообщил, что в январе должен получить кредит от Сбербанка на 240 млн руб., который целиком будет направлен на расчеты с контрагентами. Ранее компания получила 600 млн руб. от того же госбанка. Всего «Вестер» задолжал партнерам порядка 600 млн руб., 334 млн руб. из которых уже погашены.
Несмотря на заверения ритейлеров, что вопросы с поставщиками решаются в рабочем режиме, сами дистрибьюторы недовольны поведением ряда игроков. В конце декабря президент Мясного союза России Мушег Мамиконян выступил с заявлением от имени производителей и поставщиков мясной продукции, в котором обвинил ритейлеров в «эгоизме», из-за которого мясная отрасль «теряет конкурентоспособность». Согласно сообщению Мясного союза, помимо стандартной торговой наценки сети включают в стоимость продукта на полке различные бонусы, плату за вход и место на полке, требуют от поставщиков оплаты услуг по продвижению товара внутри сети. Таким образом, работа с некоторыми сетями для производителей и поставщиков перестает быть рентабельной, а конечная цена продукта на полке становится слишком высокой для потребителя. «Реальная премия сетей, которую они получают от поставщика, составляет 25% плюс наценка в рознице 20%, получается фактическая премия сетей 45%», — добавляет Ирина Острякова, глава отдела по коммуникациям группы «Черкизово». «Альтернативным решением может стать законодательное закрепление положения о том, что объем дополнительных выплат предприятиям торговли не должен превышать 5% от стоимости поставленных им товаров со ставкой НДС 10%», — считает г-н Мамиконян.
Ритейлерам тоже есть на что пожаловаться. Все компании отметили, что поставщики затягивают выплаты по НДС, который должны возвращать сетям после получения оплаты за отгруженный товар. «В целом по рынку эта задолженность измеряется многими миллионами долларов», — говорит представитель одной из крупных федеральных сетей. «Уровень недопоставок достигает критических величин, особенно в регионах, — в некоторых случаях он превышает 40%. Отпускные цены поставщиков на курицу за последние три месяца поднялись на 20—28%. В связи с кризисом мы получаем массовые предложения об увеличении закупочных цен на 5—30%, зачастую никак не обоснованные», — добавляет руководитель по связям с общественностью Х5 Retail Group Светлана Витковская. Кроме того, компании отмечают недостаточную добросовестность и техническую оснащенность многих поставщиков — товары поступают без штрихкодов и ненадлежащего качества.
В следующем году сотрудничество сетей и дистрибьюторов может стать совершенно иным. Уже сейчас участники рынка говорят о том, что поставщики постепенно начинают терять прибыль, многие вынуждены уходить с рынка или менять сферу деятельности. «В некоторых случаях, когда мне удается договориться с производителем напрямую, я заключаю контакт с ним, а поставщику плачу только за логистические услуги. Это более удобно и менее затратно», — говорит г-н Потапенко. К слову, некоторые производители уверены, что ритейлеры стали проводить менее жесткую политику в отношении выбора товара для реализации. «Из-за того что погас зеленый свет для финансирования, сети стали немного другими — нет прежнего нажима», — отмечает совладелец макаронной фабрики «Алтан» Валерий Покорняк. Не исключено, что в будущем году в некоторых случаях цепочка от производителя к потребителю станет короче на одно звено.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?