Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Последний россиянин покинул пивной рынок
Крупная новость с пивоваренного рынка: Антон Артемьев уходит с поста президента «Балтики». В течение последних лет он был самым влиятельным топ-менеджером в российской пивной отрасли: не только руководил компанией с долей рынка в 40%, но и лоббировал интересы всех его игроков перед российскими властями.
Артемьев начал работать с «Балтикой» еще 20 лет назад, привлекая для нее инвестиции в качестве сотрудника консалтинговой фирмы Bossard Consultants. А затем оказался единственным из глав пивоваренных компаний, кто не только не лишился должности после ее перехода в собственность иностранцев, но даже получил повышение: помимо основной должности он стал старшим вице-президентом Carlsberg Group по Восточной Европе.
Теперь его единственный пост – член совета директоров «Балтики». От оперативного управления Артемьев отстранен. Его место с 1 декабря займет Исаак Шепс – топ-менеджер румынского происхождения. Он окажется в неплохой компании: во главе прочих мейджоров давно стоят иностранцы: «Эфес» – Йюксел Гекбулут, «САН ИнБев» – Тунч Джеррахоглу, Heineken в России – Димитар Алексиев. На этом фоне имя Исаака Шепса кажется не таким уж экзотическим.
Последний русский президент на пивном рынке уходит миллионером: этим летом он вместе с остальными миноритариями продал свои 0,69% «Балтики», предположительно, за $50 млн. Не исключено, что он займется собственными бизнесом. Опыт показывает, что бывший пивовар может найти себе немало областей для приложения сил. Итак, смене руководителя «Балтики» посвящается:
Чем сейчас занимаются бывшие «знатные пивовары»?
Таймураз Боллоев: Пивоваренная компания «Балтика»
Когда Таймураз Боллоев возглавил «Балтику» в начале 1990-х, завод был готов всего на две трети, первый кирпич в его фундамент был заложен еще в 1979 году. Трудно было представить, что название этого недостроя на задворках Петербурга станет одним из крупнейших брендов России. Тем более, что конкуренция была немаленькой: в Петербурге лидировали «Комбинат им. Степана Разина» и «Вена».
Однако, во многом благодаря привлечению зарубежных партнеров, «Балтика» быстро увеличила производство и начала поглощать конкурентов одного за другим. Основным акционером компании стал скандинавский холдинг BBH (тогдашняя «дочка» Carlsberg и S&N). Официально Боллоев покинул компанию в 2005 году, на тот момент ему принадлежало около 1% акций. Капитал топ-менеджера на тот момент журнал «Финанс.» оценил в $90 млн.
Какое-то время он считался главным кандидатом на пост президента Северной Осетии. Тем не менее, близкий знакомый Владимира Путина продолжил развиваться как бизнесмен: основными сферами его интересов стали пошив форменной одежды и мужских костюмов (компания «БТК-групп», работающая под маркой Fosp) и недвижимость («БТК-Девелопмент»). Впрочем, в политику тоже попал: с 2009 до начала 2011 года Боллоев возглавлял «Олимпстрой».
Гиа Гвичия: Комбинат им. Степана Разина
Некогда главный конкурент Боллоева начал работать на петербургском «Комбинате им. Степана Разина» в качестве инженера. В начале 90-х годов вместе с партнерами удачно поучаствовал в акционировании, а в 2005 году под давлением растущей конкуренции продал свой завод компании Heineken. Сумма этой сделки никогда не раскрывалась, но по экспертным оценкам, составляла около $100 млн.
Гвичия еще в бытность руководителем «Степана Разина» развивал связанные с ним компании: производство солода и стекольной тары. После продажи завода сторонний бизнес не забросил: в частности, построил для своего Чагодощенского стекольного завода (Вологодская область) новую площадку в Липецке. Плюс занялся мелким хлебопекарным бизнесом.
Ильшат и Айрат Хайруллины: «Красный восток»
Сегодня их называют не иначе как семейство миллиардеров из Татарстана. Согласно последнему рейтингу богатейших семей журнала «Финанс», их совокупный капитал составляет $820 млн.
Не последнюю роль в их обогащении сыграло пиво: в 1996 году Айрат Хайруллин возглавил пивзавод в Казани «Красный восток», а через несколько лет они с братом стали его основными собственниками. К 2003 году «Красный Восток – Солодовпиво» контролировал 85% пивного рынка Татарстана и включал четыре пивоваренных компании: «Красный Восток», «Солодовпиво», Сибирская пивоваренная компания и «Чешский стандарт». В 2006 году братья одними из последних продали свой пивной бизнес турецкой Efes Breweries International N.V. за $390 млн.
Сегодня основные активы Хайруллиных: многопрофильный холдинг «Эдельвейс групп» (недвижимость, гостиницы, одноименная сеть супермаркетов, банк и т.д.) и «Красный Восток Агро» (животноводство и зерно). Айрат Хайруллин, помимо всего прочего, является депутатом Госдумы и в качестве своего основного интереса называет развитие сельского хозяйства.
Олег Тиньков: Частные пивоварни «Тинькофф»
Как с другими бизнесами, с пивом Олег Тиньков попал в «волну» роста. В том же горячем 2005 году он удачно продал свой завод в Пушкине компании InBev за 167 млн евро. Некоторое время он еще оставался в бизнесе, сохраняя за собой одноименную сеть пивных ресторанов, но потом продал и ее.
Его первым приобретением после продажи завода стала велосипедная команда. А главным – банк АКБ «Химмашбанк», ставший «Тинькофф. Кредитные системы». Кроме того, Олег ударился в литературное творчество и активно занимается самопиаром.
Александр Лифшиц: «Пивоварни Ивана Таранова»
Во время прошлого кризиса 97–98 годов Александр Лифшиц вместе с братом Аркадием и Евгением Кашпером приобрели два предприятия в Калининграде и Новотроицке, затем – в Хабаровске. И после солидной модернизации стали производить на них пиво. Благодаря успешному продвижению новых креативных брендов – «Три медведя», «Доктор Дизель» и «ПИТ», компания быстро разрослась и приобрела несколько дополнительных площадок. В 2005 году холдинг «Пивоварни Ивана Таранова» был продан группе Heineken.
Лифшиц оказался одним из немногих пивоваров, кто не смог расстаться с любимым напитком окончательно, снова начав его производить. Вместе с партнерами он основал международный холдинг Oasis, который успел построить «Московскую пивоваренную компанию», купить ведущего производителя соков Белоруссии «Старая крепость», а также украинскую компанию «Ридна Марка» (пиво, квас, соки, морсы).
Маргарита Арановская, SLON
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?