Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Посетители ресторанов теряют аппетит
А владельцы готовятся к падению выручки
Первые потери от кризиса рестораторы понесли уже в четвертом квартале 2008 года: из-за сокращения платежеспособного спроса у «Росинтера» (сети «IL Патио», «Планета суши», T.G.I Friday`s, Costa Coffee, всего 337 заведений) в октябре—декабре количество посетителей сократилось на 6,3%. Средний чек в кофейнях «Кофе-Хауз» уменьшился на 4%. Больше всего пострадал сегмент дорогих ресторанов Москвы, где отток посетителей в некоторых заведениях достиг 70%. Уже к лету выручка большинства рестораторов может сократиться минимум на 10%.
Мультипликатор same store sales growth (SSSG; измеряет финансовые показатели ресторанов, работающих более двух лет) заведений ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» в четвертом квартале в долларах снизился на 6,8%, а в рублях вырос всего 3,2%. Об этом говорится в неаудированном финансовом отчете компании за 2008 год. По итогам всего года SSSG вырос 13,3% в рублях и 17,2% — в долларах. Средний чек в ресторанах «Росинтера» в четвертом квартале в долларах снизился на 0,5%, при этом рублевые счета выросли на 10,2%. Также за октябрь—декабрь 2008 года заметно сократилось количество посетителей — на 6,3%, в то время как за аналогичный период 2007 года этот показатель вырос на 3%. Несмотря на это, выручка холдинга по итогам всего года составила $343,4 млн (на 28% больше, чем в 2007 году).
Снижение в последнем квартале прошлого года финансовых показателей «Росинтера» исполнительный директор Restcon Андрей Петраков объясняет подорожанием доллара, который в октябре—декабре вырос по отношению к рублю на 16,4% — до 29,16 руб./$. Снижение вызвано также тем, что из 56 ресторанов, вошедших в выборку по SSSG, 27 заведений находятся в регионах, в Казахстане и на Украине, которые, в отличие от Москвы, оказались более чувствительны к кризису, добавляет представитель «Росинтера» Валерия Силина. «Только за последние три месяца прошлого года средний чек в киевских заведениях снизился на 20%»,— соглашается гендиректор украинской сети «21 век» (управляет ресторанами «Буржуа») Олег Тесленко.
О своих антикризисных планах, вылившихся в основном в сокращение персонала, рестораторы заявили еще в октябре. Так, холдинг «Арпиком» (сети «Колбасофф», «Филимонова и Янкель») уволит 30% офисных сотрудников, а сеть кофеен «Кофе-Хауз» —- 10% (см. “Ъ” от 28 октября 2008 года). Ощутимо — на 20–% — посещаемость в московских ресторанах упала уже в декабре, на который обычно приходится пик спроса, отмечает гендиректор сети «Кофе-Хауз1» Владислав Дудаков. Он добавляет, что средний чек уменьшился на 4%, до 480 руб.
Больше всего пострадали дорогие заведения (средний чек $50–), где отток покупателей в зависимости от ресторанов был зафиксирован на уровне 50–%, говорит Андрей Петраков из Restcon. В то же время, по его подсчетам, в ресторанах среднего сегмента (средний чек $25–) отток достиг 10–%, в фастфуде (средний чек $5–) — всего 10%. Господин Петраков добавляет, что по итогам первого полугодия 2009-го выручка большинства рестораторов, по оптимистичным прогнозам, может сократиться на 10%. В мае 2008 года «Ренессанс Капитал» прогнозировал, что ежегодно рынок будет расти на 22,7% и к 2011 году достигнет объема в $40,7 млрд (из них на Москву приходилось $7,32 млрд).
Чтобы удержаться на плаву, рестораторы пытаются пересматривать арендные договоры с владельцами помещений. «Нам удалось зафиксировать арендные платежи в рублях, что сокращает наши затраты, вызванные курсовыми колебаниями»,— говорит совладелец «Арпикома» Михаил Зельман. Оптимальный вариант для рестораторов — снижение аренды на 50%, отмечает Владислав Дудаков. Управляющий партнер «Нового качества» Михаил Гец говорит, что собственники помещений за пределами Бульварного кольца готовы дать рестораторам дисконт в 35–% — до $0,5–1 тыс. за 1 кв. м.
Халиль Аминов, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?